Это такая сложная тема, что мы её разобьём.
На отдельные части.
Для начала нужно определиться с терминами, а там как пойдёт.
Что такое счастье, не знает никто.
Доподлинно известно про него очень много вещей, например:
Что такое счастье, не знает никто.
Доподлинно известно про него очень много вещей, например:
1) счастье не = радости (с) Один Известный Писатель)
2) счастье универсально (с) Я)
3) счастье настолько универсально, что некоторое Всесильное Существо отказалось от своей силы, чтобы понять, что это такое, а другое Всесильное Существо пыталось на основе счастья вывести лекарство для исчезающих миров (с) А.В.)
4) из п.3 косвенным образом следует, что счастье дано испытать только людям, или вернее сказать — человекообразным существам; ЧО — это вот какое существо: с ограниченным сроком существования в конкретной форме, с жизнью разнообразной и «полосатой», разумное и чувствующее и имеющее выбор и свободу воли
5) ничего конкретного про счастье сказать нельзя, но зато можно сколько угодно много говорить иносказаниями; даже Р.К. это удавалось: «не очень удачно»:http://zhurnal.lib.ru/editors/v/vel_a_i/1302histor.shtml, «честно»:http://zhurnal.lib.ru/editors/v/vel_a_i/1301.shtml и «крайне удачно»:http://zarisovki.rpod.ru/19786.html
6) есть ещё разные эмоции и чувства — эйфория, радость, удовлетворение и прочее, что к счастью не имеют отношения прямого, потому что они много меньше и однообразнее, чем счастье, потому что оно не ощущение, не эмоция и даже не чувство
7) а всё оттого, что счастье — это состояние
Раз такое дело, и нашлось всё-таки время на пост, поговорим о цитатах.
1. И.С. Тургенев, «Житейское правило»:
«Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чём.
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.»
Совершенно завязшая на зубах истина. Люди так часто это повторяют – себе, друг другу – что давно не задумываются, о чём же на самом деле идёт здесь речь.
А вот об этом: счастье – это то, что не даёт нам сдохнуть в самый горестный и страшный момент. Именно «сдохнуть», а не «умереть», потому что речь идёт не о физической смерти, а о духовной (от горя действительно можно умереть), и аналогия совершенно прямая: счастье – это vitality души, жизненная сила. В ласковых и добрых обстоятельствах она тоже не дремлет, и счастливый человек тем и отличается от спокойного человека (от спокойствия действительно можно умереть), что у него душа «живая». В ней всегда что-то двигается и сердце всегда бьётся.
Счастья – сила, которая оставит тебя человеком и в беде, и в радости. Это духовный инстинкт самосохранения, и потому человек не-счастный неизменно обречён сдохнуть в ближайшее время, даже если физическое его тело будет продолжать существовать. Нет счастья – нет жизни.
Потому что счастье – это ещё отражение понятия жизнь в наших головах; именно тогда мы чувствуем себя счастливыми, когда нам удаётся прикоснуться к сути своей жизни, почувствовать, ощутить, понять лишний раз: «Я – живой» (как маленький герой «Вина из одуванчиков»; кто сумел осознать это в детстве, кто сумел «прожить» эту мысль – тому повезло; многие за всю жизнь не удосуживаются); это не то, чтобы синонимы, но первое – слово, означающее один из признаков второго.
Такой же неотъемлемый атрибут жизни, как и смерть. И потому, что счастье – отражение жизни, оно и не состоит только из положительного, оно состоит из всего. Страдание – та же часть счастья; вот о чём говорится в «Жизненном правиле».
2. «Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо: всё небо – моё.
И начинается симфония Бетховена, и тема её – всё небо моё.»
М.М. Пришвин
Признаться, когда я прочитала это (а нашла я эту миниатюру, как и «Жизненное правило», в страшно умной монографии «Структура текста как синергетический процесс», что симптоматично), почувствовала себя лохом со своими текстами. Она великолепна. Да к тому же, неожиданно было узнать, что Пришвин ещё и такие вещи писал (также, как когда-то узнать, что у Маршака много вот таких стихотворений: «Всё умирает на земле и в море, / Но человек суровей осуждён: / Он должен знать о смертном приговоре, / Подписанном, когда он был рождён. / Но сознавая жизни быстротечность, / Он так живёт, наперекор всему, / как будто жить рассчитывает вечность / И этот мир принадлежит ему.»).
В общем, эта Пришвинская миниатюра – суть одно из лучших писаний ощущения счастья.
Когда ты чувствуешь в себе такое чистое бескорыстное счастье, можешь быть уверен: ты жив.