9 Отшельник

Построив свой дом на пороге Луны,
Живу без часов, без газет и без книг.
Смотрю по ночам прошлогодние сны,
Снотворное звёзд положив под язык.

И лишь по утрам, когда лунный дождь
Стучит по стеклу позабытый мотив,
Я осознаю, что всё это — ложь,
Но ты заходи…

К. Арбенин «Заходи»

Третья сила, уравновешивающая последнюю тройку, — Отшельник; явившись в мир задолго до Колесницы и Силы, он потерял больше, чем они, так как всегда был богом, оказавшимся ныне запертым в ограничениях человеческого мира. Здесь, лишённый силы, но не всей памяти — только части её, заключённый в человеческом теле божественный дух превратился в древнего мудреца, волшебника, святого, ведущего бесконечный путь к начальной точке.

Отшельник не спускался в срединный мир, он оказался в нём запертым, забытым или оставленным; может быть, это была добровольная жертва; в любом случае, Отшельник не помнит причин, он только ищет их, остро сознавая, что он просто живёт в своём теле. И этот мир для глаз души Отшельника действительно — тени на стене пещеры. Когда другие видят игру теней, придавая им объём, цвет и значение силой своего воображения, Отшельник видит стену. Когда-то он знал Путь, он ведал то, что известно Хранителю Ключей и в чём-то был подобен последнему. Божественное знание не то, что растерялось, но человеческий разум не в силах удержать весь объём этого знания в одну единицу времени. И чтобы что-то вспомнить, Отшельнику приходится что-то забывать. Его взгляд может охватить лишь небольшое светлое пятно, высвеченное фонарём, остальное же — вся пещера и особенно выход из неё, остаётся за пределами взгляда. Новое — когда-то известное, а теперь восстанавливаемое — знание даётся отшельнику с усилиями, дорогой ценой. Он одержим потерянным знанием, он ищет его, постоянно вспоминает и забывает, и больше ничто его не заботит.

И всё же для людей он — мудрец, способный на то, что лежит вне человеческих способностей. Хотя сам Отшельник отчётливо сознаёт своё несовершенное знание, свою ограниченность, бессилие перед необъятным морем непознанного, у людей он вызывает восхищение, уважение, преклонение, трепет. Для людей — мир залит светом, а оставшиеся тёмные пятна освещены словами мудреца; для Отшельника — мир погружён во тьму, и лишь малую толику тьмы может развеять звезда — кусочек памяти, которую он сохранил, опускаясь в срединный мир.

Вот почему Отшельник обречён на одиночество: он объективно далёк от человеческого мира, ему неясны и кажутся несущественными те многочисленные дополнительные — субъективные ограничения, табу, правила, которые люди накладывают на самих себя. Он не понимает этих правил, он вне их. Даже если Отшельник рядом с людьми, он далёко от них.

Отшельник ищет Путь; он всегда ищет путь назад, даже если знает — осознанно иди неосознанно, что возвращаться просто некуда. Не осталось ничего от верхнего мира, и сам Отшельник — последний осколок ушедшего, иного мира. И всё же вера в Путь не отпускает его до последнего момента.

Встреча с Колесницей и Силой дарит Отшельнику покой; его знания обретают практический смысл, его путь становится путём к будущему, а не прошлому, а значит обретает достижимую цель. В свою очередь, для Колесницы и Силы встреча с Отшельником означает обретение способа достижения известной им уже цели, способа осуществления перемен. Знание организует их и даёт им основу для задуманного. Отшельнику триада даёт иллюзию возвращения «здесь и сейчас» и в какой-то мере избавляет от одиночества.

Поддерживая друг друга, Колесница, Сила и Отшельник меняют мир согласно выбору Шестого Аркана.

Значения:

Будучи продолжением Хранителя Ключей, «упавшим» в человеческий мир, Отшельник как раз означает человека, стремящегося «вернуться назад», стать Хранителем Ключей, человека, идущего по Пути. Он означает:

— Ограничения, жёсткие условия и развитие, «огибающее» эти ограничения, использующее их как дополнительную мотивацию.

— Стремление узнать больше, чем кажется возможным.

— Настойчивые попытки выйти за рамки ситуации, преодолеть естественные / объективные ограничения.

— Одержимость идеей поиска; исследования, отнимающие все силы.

— Оригинальное мировоззрение, стремление создавать собственные концепции, объясняющие принципы бытия; оригинальный взгляд на мир.

— Следование религиозным, философским, телесным и даже боевым практикам; хорошие результаты, высокое мастерство; возможно — попытки создать собственное учение / практику.

— Интровертность, замкнутость, погружение в себя; ориентация не на общественные нормы, а собственный категорический императив.

— Духовное мастерство: ученичество или учительство.

— Добровольное одиночество, отрезанность от мира, ограниченный круг общения.

— Понимание вещей, ускользающих от остальных; острый наблюдательный, быстрый ум, не всегда склонный делиться своими открытиями; наслаждение пониманием и приобретением новой информации.

— Вера «в иное новое и снова новое», в вещи, которые остальные не видят и/или не понимают; видения, приходящие к одному.

В зависимости от положения карты эти значения принимают положительный или негативный акцент; так, при перевёрнутом положении карты «религиозные практики» превращаются в «секту» или «ложные учения», «видения, являющиеся одному» — в «галлюцинации» и «шизофрению». Чаще всего перевёрнутое положение указывает на те или иные расстройства психики, душевные болезни, аутизм.

Заканчивая третью тройку, Девятый Аркан также подводит итог «Божественной десятке», первым десяти Арканам, описывающим силы, давшие начало миру вообще и человеческому миру в частности и управляющие ими; ту базу, от которой отталкивается в своём развитии любой из возможных человеческих миров. И если «Божественная десятка» начинается с Пути, но с существа, имеющего силу, хоть и не придающего ей особого значения, воспринимая её, как должное, играя в неё; существа, не имеющего никаких ограничений, свободного, непредсказуемого и начинающего свой Путь; то заканчивается она существом, закованным, окружённым ограничениями, но всё равно продолжающим Путь, несмотря на снегопады и ураганные ветра, тьму и пустыни. И где-то находится точка, в которой эти два существа должны встретиться; а, может быть даже, движение по кругу «Божественной десятки» можно совершать в любую сторону.

Уравновешивая третью тройку, Девятый Аркан открывает дорогу к переменам, к Десятому Аркану, содержащему в себе результаты этих перемен и механизм, приводящий последние в действие. За Десятым Арканом начинается совсем иной путь.

Отшельник — человек в монашеском одеянии или простой одежде, держащий источник света, продолжающий путь (хотя не обязательно идущий в буквальном смысле слова); обычно его изображают на фоне гор или пустыни, любой безлюдной местности, в темноте или даже при дневном свете ищущим — что-то или кого-то. Поиск, одиночество, блёклые тона, безлюдная местность —всё говорит о враждебности окружения; порой Отшельника окружают некие символы тайного знания, например, змея; его фонарь — это тоже символ знания и силы, внутреннего света. Хотя этот фонарь — всё, что осталось от огромного божественного света, это всё равно больше, чем есть у остальных.

Меня занимает мысль, что при желании и бесконечном запасе времени различные изображения Отшельника, в конце концов, можно свести к двенадцати и одному варианту Пути.

Отшельник Таро Лабиринта и Игры — человек в плаще с капюшоном глубокого синего цвета, сидящий в пещере, в темноте; у его ног стоит волшебный фонарь с цветными стёклами, световые пятна складываются в размытые картинки о чём-то; но главное, там, куда падает свет, на стенах пещеры можно различить узоры — орнаменты, сцены, лица, знаки, буквы. Отшельник читает эти их в надежде вспомнить всё, что когда-то знал.