12 Повешенный

Было на улице полутемно.
Стукнуло где-то под крышей окно.

Свет промелькнул, занавеска взвилась,
Быстрая тень со стены сорвалась —

Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него хоть на миг — а иной.

В. Ходасевич «Было на улице полутемно…»

Человек входит в лабиринт — спускается с небес на землю. Мир охватывает его, принимая в свою плотную материальность. Возможно, где-то эта материальность иллюзорна, а где-то истинна. Чтобы увидеть это, нужно сместить привычный угол зрения. Нужно увидеть мир с необычной точки зрения. Поэтому следующий Аркан на пути в срединном мире — Повешенный.

Человек рождается (обыкновенно) «вниз головой», выпадая в мир преувеличенных форм и расплывчатых цветовых пятен из темноты, от полузабытья к бытию. Тесное, ограниченное, но надёжное пространство сменяется безграничностью наполненного светом, воздухом и неизвестными ещё смыслами мира. Первое время в голове ребёнка мир выглядит перевёрнутым, и лишь потом встаёт с «головы на ноги» (или наоборот?). И тогда ограничения возвращаются.

Точно также происходит второе рождение. Вырываясь из ограниченного тесного тёмного пространства зашоренной обыденности, где избавление от ответственности означает комфорт и безопасность жизни на привязи, человек зависает вниз головой, недоумённо разглядывая иной мир. В этот момент тот становится другим. И вернувшись в прежнее положение, человек видит мир уже новым.

И как бы то ни было, такой «трюк» всегда означает тяжёлое испытание.

Во-первых, к «прозрению» невозможно прийти просто так. Часто тяжёлые потрясения, горе, беды (предсказываемые Одиннадцатым Арканом) приводят к этому. «Увидеть мир другим» неизбежно означает «увидеть его таким, какой он есть» (нужно ли напоминать, что есть лишь два выхода для честных ребят, если серьёзно воспринимать этот мир?). Тонкая плёнка собственных иллюзий всегда защищает нас от этого зрелища. Тот, кто видит мир иначе, пережил переворот в жизни. Столь сильным и болезненным должно быть внезапное потрясение или долгим постоянное давление, чтобы перевести восприятия мира на иной качественный уровень. Блаженные безумны, и Повешенный — это Дурак в срединном мире, гораздо более жестоком к блаженным, нежели мир божественный. Летящий вниз головой со скалы Повешенный не может не быть в ужасе, даже искренне и полностью веря в свою правоту.

И это как раз во-вторых: страшным испытанием является не только то, что приводит к прыжку со скалы, но и сам прыжок — от сомнений и колебаний до самого полёта — всё это испытание. Процесс переворота сознания не проходит просто так: мучительная ломка, страх, кошмары наяву — весь ужас [карт Воздуха] одновременно. Это то, что называют «ломкой мировоззрения». Чем ближе земля, тем сильнее меняется мир.

В-третьих, никого человеческий мир не отпускает просто так. Исчезновение возможно только для того, кто не побоится остракизма, одиночества и неприятия. Люди отворачиваются от того, кто, падая со скалы, не разбивается, а начинает путешествие к Арктуру (речь о  книге Дэвида Линдсея «Путешествие к Арктуру»; дальше она будет далее упоминаться часто в связи с понимание Таро Игры, поскольку эта книга — одна из самых ярких иллюстраций именно такого понимания мира, которое отстаивает система Игры). Их гнев, или презрение, или отчуждение — всё замешенное на страхе, неизбежно становится испытанием для Повешенного.

Тем не менее, это первый шаг на пути в лабиринте мира, даже скорее вход в сам лабиринт, а ещё точнее — осознание, что лабиринт есть, и обнаружение двери в него. Первый шаг в темноту [темноту при свете] — из комфортного мира в неизвестность будущего. Повешенный — тот, кто устал играть и делает шаг — в пустоту.

Значения:

— Испытания, принимаемые добровольно; жертва ради других, ради принципов, высших целей — в целом, по неэгоистическим причинам. Страдание вместо кого-то.

— Посвящение, инициация, преодоление барьеров.

— Прозрение, инсайт, откровение.

— Непонимание большинством, оригинальные взгляды, нетрадиционные методы, особые обстоятельства, «несовременные» принципы.

— Проблемное продвижение вперёд, ломка, связанная с развитием, болезненное изменение взглядов.

— Пубертатный период.

— Вынужденное изменение системы ценностей, картины мира — под давлением обстоятельств, в связи с неприятным открытием, разочарованием и т.п.

— Лишения и испытания, которых человек не предполагал, вступая на какой-то путь, начиная какое-то дело.

Повешенный тесно связан с мастью Мечей, являясь их «руководителем» со стороны Старших Арканов (для «материальных» мастей Жезлов и Пентаклей это, соответственно, Император и Императрица, для Чаш — Умеренность и Богиня, второй «руководитель» Мечей — Демиург (см. подробнее далее)). Он будто включает в себя все Мечи — на ином уровне, касаясь не бытовых обстоятельств, а системных параметров. Повешенный — это полный переворот сознания; в прямом положении он говорит об успешном итоге этого переворота, в перевёрнутом — о духовном угасании, об угасании «зелёной искры» («Но большая или маленькая, она [зелёная искра] играла огромную роль в каждом существе. Казалось, вихри белого света, которые и ЯВЛЯЛИСЬ существами и явно виделись под телесной оболочкой, были удовлетворены существованием и желали лишь наслаждаться им, но зелёные частицы находились в состоянии вечного недовольства и, будучи слепы и не зная, где искать освобождения, всё же продолжали менять форму, будто путём эксперимента пробивая новую тропу.» — из «Путешествие к Арктуру».):

— Добровольная ограниченность мыслей, чувств и воспринимаемой информации.

— Нечувствительность, толстокожесть, невосприимчивость, непробиваемость; даже если повесить человека вниз головой, он не заметит разницы.

— «Серая магия» (о трёх цветах магии).

— Эгоистичность, готовность пожертвовать чем и кем угодно ради своего комфорта, социопатия.

— Ригидность.

— Беспринципность; безнравственность, часто — при соблюдении усвоенных моральных норм из страха наказания или для сохранения комфорта.

— Незнание себя, отсутствие привычки или способность к рефлексии, необучаемость.

— Деградация воли.

Повешенный — первый Аркан пути через лабиринт; более того, эта карта соответствует человеку, обнаружившему существование лабиринта, как такового. Для этого уже нужно обладать некоторым опытом и определённым уровнем развития. Вход с мнимого света в темноту лабиринта — вот суть Двенадцатого Аркана. Это добровольное решение. «— Куда я должен идти? — бормотал Найтспор. — Я всё забыл. / — Входи, входи! Там только один путь. Ты не ошибёшься. / — Почему ты хочешь, чтобы я вошёл, если я всё равно должен снова выйти? / — Чтобы залечить твои раны.» От Двенадцатого Аркана нить [Ариадны] тянется дальше.

Висящий вниз головой персонаж — главный неизменный знак карты в большинстве колод (если не считать оригиналов, таких как Манара).

В колоде Таро Игры это: падающий вниз головой со скалы человек. Его лицо спокойно, он не самоубийца и не жертва несчастного случая или злой воли. Он погружён в свои мысли. Его руки и ноги скрещены; в приближающейся глади воды отражается башня на скале — обсерватория.

В Таро Лабиринта это женщина, крутящаяся на трапеции вниз головой, эквилибристка, вместо купола цирка над которой — звёздное небо, и нет никакой страховки, а в руках её — факелы, чей огненный след оставляет спирали в воздухе. Её глаза открыты, она смотрит вниз — без страха.