Верните каждому своё,
Отдайте каждому своё,
Пусть все идут своим путём,
Приобретя утраты.
Отдайте каждому своё,
Верните каждому своё,
И как-нибудь переживём.
Конец цитаты.
К. Арбенин «Конец цитаты»
В центре лабиринта бесконечных возможностей Колеса путника ожидает справедливый жребий — испытание Минотавром и персонифицированная Справедливость. Она может быть пугающей или притягивающей, но в любом случае она закономерна. Ибо в центре лабиринта каждого ждёт судьба — справедливая и необратимая. В её руках — Ключ от двери обратного пути. Он достанется тому, кто сумеет повернуть назад, пережив множество испытаний, которые ему готовит мир Колеса.
Минотавр — лишь то, за чем прячется Справедливая Судьба, ибо всякое будущее и всякая правда пугают нас; Минотавр — порождение нашей жизни, и только в нас самих его источник. Путь к центру Лабиринта долог и запутан. Часто мы проходим совсем рядом с центром, но дорога снова уводит нас прочь, далеко, очень далеко от правды. И из-за долгого ожидания образ существа в центре лабиринта становится всё более пугающим, обрастает чудовищными деталями. И в то же время — всё более притягивает нас, потому что встреча с ним неизбежна; это испытание, которое мы выбираем сами и которого достойны. И лишь пройдя путь от входа к центру, от 12 к 21, мы находим минотавра и узнаём, что это была лишь маска. Персонаж, за которым прячемся мы сами, за которым не видим Хозяйки Лабиринта. И Двадцать первый Аркан Мир имеет то же «лицо», что и Одиннадцатый — Справедливая Судьба. Та же прекрасная женщина, в руках которой ключ от входа (или выхода). Лишь тот, кто пройдёт все испытания, кто примет судьбу и сумеет увидеть в ней не чудовище, а истину, кто, пройдя земной путь, познает справедливость, кто победит своего Минотавра, тот и вернётся обратно. «В лабиринте человек не теряет себя / В лабиринте человек находит себя / В лабиринте человек встречается не с Минотавром / В лабиринте человек встречается сам с собой» (Герман Керн «Лабиринты мира»). Главное — было бы с кем встретиться. Ключ — нить Ариадны, нужна не затем, чтобы найти выход (ведь дорога одна), а затем, чтобы выйти из лабиринта. Это — разрешение [самому себе], это ключ доступа к истинному лику Мира.
Справедливость, страж Ключа, была заключена в центр лабиринта, чтобы каждый мог идти своим путём, каждый приобрёл своё — по вере своей, и был свободен. Хотя дорога в лабиринте одна, хотя все повороты определены, хотя нет и не будет иного пути и невозможно заблудиться, — всё равно, это самая свободная дорога из всех. Всё дело в том, как ты её пройдёшь. Идти по ней может лишь тот, кто свободен. И тот, кто поймёт это, обретёт Справедливую Судьбу, а кто потеряет себя, тот будет пожран Минотавром.
Идущие лабиринтом, помните: это земля скорби и слёз, это темнота и ограничения, это место, куда не светит солнце, место, забытое на земле, это и есть настоящая Мритью Лока. Но более нигде вы не будете столь свободны, как в лабиринте сна о лабиринте. Смотрите в глаза Справедливой Судьбе, и тогда вы увидите в них самих себя. Нет испытания ужаснее и тяжелее. Поэтому в лабиринте бессмысленна надежда. Иные вещи обретают здесь смысл: непредвзятый взгляд, умеренность, путеводный свет маяка, упрямство, война с самим собой и боль.
Вот сказка о Минотавре: каждый урочный год минойский царь в маске быка-солнца входил в лабиринт, ведя за собой двенадцать афинян-пленников, связанных одной верёвкой (и может быть с повязками на глазах); он доходил до центра, и здесь его путь заканчивался. Ход был столь узким, что выйти назад можно было, лишь избившись от тех, кто теперь преграждали ему дорогу, кто не знали выхода назад. Суть власти — в умении принимать нужные решения, так всегда было. И Минотавр убивал своих пленников. Тесей тоже вошёл в лабиринт, но в центральном тупике, встретившись сам с собой, он выбрал иной путь, он победил Минотавра. В этом ему помогла нить Ариадны, в которую превратились пленники. Ариадна замыкала их цепь, и она знала дорогу назад.
Потом всё это стало танцем, ритуалом. Потом забылось. Но никуда не делось.
Центр лабиринта — это свободный выбор; можно выбрать путь Минотавра, ведь мир жесток и в нём нужно принимать жестокие решения; и тогда путник никогда не покинет лабиринт, весь мир станет для него Мритью Локой.
А можно жить со Справедливостью в сердце и следовать за нитью Ариадны. В любом случае, так человек обретает свою судьбу: тьму или нечто иное. Иное, потому что в глазах Справедливой Судьбы заключён весь мир, Ключ от которого она хранит, как зеницу ока. Обрети себя — обретёшь весь мир в себе. Таков будет справедливый жребий.
Значения:
— Открытие самого себя.
— Открытие чего-либо: в людях, в мире, в своём деле.
— Преступление и наказание; справедливый жребий.
— «Урожай», отдача после совершённых действий.
— Поиски выхода, который перед тобой; взлом открытой двери.
— Поиски выхода, незримого, но ощущаемого.
— Процесс самопознания, с помощью специалистов или самостоятельно, серьёзный или игра в него.
— Открытие мира заново; возвращение воспоминаний, оживающее прошлое.
— Восстановление после тяжёлой болезни или испытаний.
— Болезненные перемены, трудности, обстоятельства, несчастья — оправданные (если такое возможно) или нет, но делающие человека сильнее, меняющие его.
— Неумолимая судьба, которой невозможно избежать.
— Тёмная дорога, ведущая вовсе не к свету, но к чему-то иному.
— Ключ от перемен: события, понятия, люди, явления — то, что расставляет всё по местам, выводит из ситуации неопределённости, описываемой Десятым Арканом.
Перевёрнутое положение:
— Крах всех надежд.
— Обстоятельства, которые выглядят вопиющей несправедливостью (воспринимаются таковыми).
— Беды, идущие рука об руку; цепь неприятностей или несчастий, «чёрная полоса».
— Суровое наказание за незначительное упущение, малую ошибку.
— Тяжёлые испытания, болезни, несчастья, катастрофы — «всё в один год», почти невыносимые, на пределе сил человека.
— Стихийные бедствия и катастрофы, которые невозможно ни предугадать, ни контролировать, ни предупредить.
— Страшные времена, когда понадобятся все силы, воля и упорство.
— Уход от цели так далеко, как никогда ранее; достижение желаемого, осуществление мечты, представляется совершенно невозможным.
— Мир закрыт для попыток сделать что-нибудь лучшее; всё тонет во тьме, память исчезает, любые усилия ни к чему не приводят и бесполезны.
Справедливая Судьба в перевёрнутом положении не означает несправедливости, но лишь более тяжёлый путь к справедливости. Перевёрнутое положение условно соответствует самым дальним участкам кругов лабиринта, прямое — ближним.
Центр лабиринта и обратный путь означает Суд, выход из него — Мир.
Справедливая Судьба — второй Аркан связки-перехода от божественного мира к срединному. И как Колесо Судьбы отражает в себе божественный мир, его характер, свойства, формы, представления о нём, так и Справедливая Судьба отражает в себе срединный мир — его испытания, его путь [боли и смерти] и его возможный свет. Колесо управляет случаем, но Справедливость — закономерностью. Зеркало и Ключ, случай и закономерность — две стороны закона жизни, что позволяет ей эволюционировать, двигаться, распространяться, поддерживать гомеостаз. После Одиннадцатого Аркана начинается человеческий мир — путь человека в лабиринте Судьбы.
Чаще всего Справедливость изображают как женщину, что в целом соответствует наиболее древним представлениям, что у судьбы «женское лицо». Всё же главным на карте остаются символы равновесия и справедливости, а также — жребия (судьбы). Ключ, вообще, не имеет предпочитаемой формы, он принимает ту, в какой его хотят видеть люди, соответствует их ожиданиям. В данном случае люди чаще всего хотят видеть меч и весы.
Неверно понимать Справедливость, как правосудие в утилитарном смысле, человеческие законы имеют к ней опосредованное отношение; это настолько общее место, что удивительно, как в некоторых колодах Справедливость и сейчас называют Правосудием (виноваты в том, видимо, «трудности перевода»).
Я выбрала женский образ — Хозяйку Лабиринта [Ариадну, ипостась Д.]; девушку, охраняющую обратный путь из лабиринта, одетую в шкуру быка. Она держит оружие — длинный прямой рог, заострённый и посаженный на рукоять, в другой же руке у неё тонкая пульсирующая нить света. Вокруг неё — уходящие вдаль стены, покрытые изображениями песочных часов. За её спиной — схема лабиринта, его центр, обратная сторона портала Колеса Судьбы. (Проваливаясь в Колесо Судьбы, душа оказывается не в центре лабиринта, а у его входа. Подвох как раз в том, что центр ещё нужно найти, а память души стирается во время прохода по порталу.) Такова она на карте Таро Игры.
На карте Таро Лабиринта она стоит перед зеркалом, в котором видит саму себя, охраняющую обратный путь из лабиринта… Здесь, по эту сторону зеркала — сумрак толщи воды, здесь нить завилась в спираль, а ключ отпирает зеркало — в раме последнего видна замочная скважина.