2 Богиня

Темнота так влажна, океан так блестит —
Это древняя соль, и она все простит
Вернувшимся в лес, под дремучую крышу.
Открой мне ворота, откуда я вышел.

И. Кормильцев «Ворота, откуда я вышел»

Движение света может продолжаться бесконечно, но чтобы игра светотени была начата, нужна та форма, что создаст тень. Звёздный свет падает на поверхность, и в этом пятне мы узнаём очередную жизненную форму.

Идее нужно воплощение.

Богиня, Второй Аркан — пассивная карта, сама по себе она всегда означает некую выжидающую силу, что-то, что ждёт толчка. Её потенциальная энергия огромна, её внутренняя сила неисчерпаема, её жизненный ресурс бесконечен, и всё это ждёт.

Ещё не так давно считалось, что Венера покрыта облаками, под которыми есть всё для возникновения жизни, и как только туда попадёт хоть капля воды, цепную реакцию зарождения и развития жизни будет уже не остановить. Мне ещё успели рассказать об этом в школе. Сейчас я знаю, что Венера — это величественный в своей смертоносности огненно-кислотный ад, но тот образ — ждущего единственной капли воды мира, никуда не делся из моего мысленного ландшафта. Именно так можно говорить о Втором Аркане: цепная реакция жизни, начинающаяся с одной капли, но подготовленная тысячелетиями накопления ресурсов.

Богиня — это цепная реакция, замершая в момент перед своим началом. Очевидно, что Первый и Второй Аркан «созданы друг для друга» — они означают два созидающих начала, активное и пассивное, экстравертное, распространяющееся, и интровертное, накапливающее.

Богиня, конечно, может означать и [Великую] Богиню в прямом смысле, в её наименее антропоморфном облике: не просто и даже не столько Богиню-Мать, а всё пассивное, интровертное, потенциальное, скрытое и двойственное. В «классических» колодах мотив двойственности никогда не упускается; например, в Нью-Вижн за спиной Богини стоят две женщины, олицетворяющие собой две противоположности. Двойственность объясняется тем, что, являясь источником мира, Богиня выпускает его из себя, но она также и поглощает его, что есть прямое следствие её свойства накапливать ресурсы. Уничтожением одного создаётся другое, и наоборот, ибо бесконечность ресурса как раз и достигается цикличностью его использования.

Очевидно, что, как и Демиург (держащий в руках жезл) всегда означал в том числе мужское начало, так и Богиня (окружённая женскими символами) означает начало женское. Богиню, в ожидании сидящую на троне, одна часть которого черна, другая бела, хранящую закон, даденный Создателем, также называют Верховной Жрицей, и здесь справедлив вопрос — жрицей кого? Она соблюдает и хранит закон, даденный тем, кто пробуждает её ото сна, закон звёздного света, который согревает и оплодотворяет планеты; если говорить о ней, как о жрице, хранительнице культа, то это культ её «парного Аркана», культ, слово и идея Демиурга. Опять же, если говорить про «классические» колоды, Верховная Жрица в них часто держит книгу или свиток, символизирующие этот закон. В Средние Века из-за этих символов произошло некое ассоциативное смещение, и Второй Аркан «подвинулся в сторону» Пятого, что, как ни посмотри, выглядит весьма нелепо. Такое смещение было оправдано для средневековой европейской культуры, замешанной на религии конкретного бога, но теперь означает зацикливание на чересчур конкретных вещах в ущерб более широкому пониманию. Возникшее на исходе Средневековья и опирающееся на христианскую культуру Таро заимствовала из неё те же символы, которые сама культура заимствовала ранее из более древних мемокомплексов, символы, уходящие корнями в далёкое, далёкое прошлое. И теперь мы знаем это и можем использовать всё богатство прочтения, не ограничивая себя искусственно без нужды.

Значения:

— Ожидание, период накопления сил, который вот-вот будет закончен «взрывным» образом.

— Внешнее спокойствие при активном внутреннем движении.

— Двойственность; выбор, который никогда не будет сделан окончательно; симбиоз, мирное сосуществование двух явных противоположностей.

— Противоречие, стимулирующее творческое развитие.

— Беременность (зачатие и период вынашивания).

— «Период вынашивания» в переносном смысле — долгая подготовка к чему-то чрезвычайно важному (и затратному), тщательное обдумывание действий.

— Решение, принимаемое подсознательно; трудный выбор, завершающийся внезапным, но максимально оптимальным решением.

— Творческая находка после некоего периода бездействия.

— «Катализирующее» участие в чьём-то творческом процессе.

— Верный(ая) спутник(ца), чья-то поддержка, мягкая, но надёжная опора, вдохновляющее спокойствие.

— Бесконечное динамическое равновесие, подобное равновесию экосистемы: ситуация, которая питает сама себя; самодостаточность при необходимости, когда отсутствует импульс; бесконечное самовоспроизведение в ожидании такого импульса, активная консервация системы, нуждающейся в крошечном толчке.

В отличие от значений Первого Аркана, Второй чаще всего говорит о манипуляциях с более материальными вещами, не идеями, относится скорее к объектному миру, чем к информационному. Однако «чаще всего» отнюдь не означает «всегда».

Значения в перевёрнутом положении:

— «Ложная беременность»: период поиска, накопления и подготовки, который ничем не заканчивается; лень, выдаваемая за творческий поиск.

— Трудный выбор, который не был сделан, а пущен на самотёк, и теперь не принятое в нужный момент решение превращается в проблему и ведёт к угрожающим последствиям.

— Ситуация или человек, притворяющиеся чем-то значительным, но застывшие и бесплодные.

— Ненадёжное хранилище; тот, кто проявляет фальшивый интерес; притворяющийся заинтересованным с целью копирования идей.

— Застывший мир, утерянный шанс, пустая идея.

— События, отнявшие много энергии, но не имеющие результата; разочаровывающий финал того, что было столь долгожданным и труднодостижимым.

— Концентрация на незначительных деталях и потеря из виду главного.

— Автаркия, ставшая постоянной привычкой, пожирающая саму себя.

— Лицемерное чувство; подгнившая опора, страховочный трос, который подведёт в тот момент, когда будет необходим более всего.

— Неверное решение, нежелание прислушиваться к внутреннему голосу; счастье, потерянное по своей вине, журавль, упущенный в процессе добывания синицы.

Богиня — хранительница первоначального импульса, вечность, сохраняющая и накапливающая изменения. Второй Аркан — настолько женская карта, насколько это вообще возможно.

Если карта Демиурга содержит в себе начала всех других карт (фигура на карте управляет тузами, т.е. началами всех стихий) и служит точкой, от которой начинаются вектора развития, то Богиня представляет собой некий «обогащающий фильтр», дающий объектам, движущимся по этим векторам, всё, что может им понадобиться в процессе развития. Вплоть до смены дня и ночи, т.е. понятие и «пространство» времени, а другими словами — вообще возможность движения, как такового. Двойственность, диалектическое противоречие, как основа движения в материальном мире, заключена во Втором Аркане. Эта карта как бы стоит за спиной всех остальных. По сути, во внешних проявлениях она и не нуждается, являясь сама по себе обозначение внутреннего содержания всего.

Это глина, хранящая отпечатки рук творца, праформа, слепком с которой будут все остальные формы. Первичная материя, к которой всё стремится вернуться через реинкрудацию.

Символы: смена дня и ночи, как обозначение текущего времени; трон или иное возвышение, как символ образца для всего, родительской власти над всем, что было создано после (вообще, трон можно рассматривать и как алтарь; а алтарь рождает множество ассоциации, от божеств, сидящих перед ним, до жертв, размещённых на нём, и, в конце концов, ассоциацию с престолом, священным столом, который при бракосочетании является ничем иным, как архаичным символом брачного ложа; и кстати, говорит о том, что когда-то происходящее на этом ложе неким образом ассоциировалось с происходящем на жертвенном алтаре). Символы, говорящие о накоплении, сохранении и передаче (информации).

Что касается символов женского начала, то для Второго Аркана при его значении и наличии на карте самой женщины они часто излишни. Сложно усомниться в том, что Богиня — женщина.

Для Таро Лабиринта и Игры я выбрала вот что: женщина на смятой постели, наблюдающая за рассветом и отступающими ночными тенями; её лицо задумчиво, её кожа покрыта знаками и рисунками.