Предварение: Я до сих пор не знаю, стоит ли сохранять этот текст на сайте. У меня нет к нему (тексту) больше эмоциональной привязки, я помню его не весь, а цели, которым он должен был служить, с годами превратились в… более прекрасные вещи.
Думаю, пройдёт ещё время, и текст исчезнет. И хотя пока он ещё здесь, я действительно не до конца знаю, что же там на самом деле написано.
Как начать? Всегда стоит начинать с ЯЛТ, конечно.
«Я люблю тебя».
Но что стоит за этой фразой? Что это вообще значит?
Для разных архетипов эта фраза означает совсем разные вещи. И мне кажется, что именно где-то здесь, вокруг ЯЛТ и пролегают границы.
Пометка: все нижеследующие не следует рассматривать как научную, псевдонаучную, околонаучную и т.д. концепцию. Это, скорее, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение и воспринимать его лучше именно так.
«Имена богов условны… Нет, не об этом.
Когда люди перестают соответствовать замыслам Творца, он не карает их — как он может сделать это? Я имею в виду, он не занимается такими вещами. Но людям не остаётся места в будущем, ведь они не соответствуют больше идее будущего.
Что уж говорить насчёт кары про Мать? Она своих детей не тронет, да и наказания — это не её юрисдикция.
Когда люди перестают соответствовать замыслам Творца, тогда приходит Маара — Та, Кто стоит на страже идеи мира, Кто хранит установленный Творцом закон равновесия. Море, Смерть и Судьба.
И когда приходит Маара…»
Вот как начинается история любого из созданных миров. С тех самых пор, как у нашего мира стало начало, мир поделился на мужское и женское. И не знаю, как мужчины, а женщины слышат внутри себя множество голосов; и пока взращённая обществом «социальная женщина» общается с цивилизованным миром и даже поддерживает и укрепляет его, она слышит одновременно и голос Той, кто плывёт по подземной реке (за этот «термин» спасибо книги М. Этвуд «Мадам Оракул»). Этот голос не говорит, что нужно делать, не направляет и не указывает. Он существует.
Он существует в самом деле, в отличие от всего остального. У Той, кто плывёт по подземной реке, было множество имён; я дала в каждом из описываемых далее случаев ей имя, что пришлось мне по душе. И многоликая Богиня имеет разные воплощения, но каждая из нас выбирает только одно из них — то, что более по душе. Всегда один и тот же критерий.
А если использовать нынешние термины, то каждая из нас живёт со своим архетипом.
Закончив наброски Пантеона, я, с одной стороны — неожиданно, с другой — совершенно предсказуемо, обнаружила, что создала для себя чудесную систему упорядочения чего-то такого, то ли древнего и дикого, то ли выпестованного социальностью.
«Древний мир» существует внутри «нового цивилизованного».
Всё, что формирует психику, соединяется в человеке в цельное и единое, в коктейль из древнего и нового, перетекающих друг в друга. И каждая часть этого коктейля нам по-своему полезна.
Общественное нужно, чтобы взаимодействовать с внешним миром, а древнее — чтобы выжить в нём.
Всегда, во все времена была и будет та часть, что рождается от неразрывной связи с древним, диким миром, потому что это необходимо для выживания; это важное разделение, поддерживающее гомеостаз системы «человек».
Именно эту часть я и называю «Та, кто плывёт по подземной реке». Голос, доносящийся из глубины. Отсюда выходят не просто паттерны поведения, но высшие ценности; комплекс безусловных принципов мировосприятия и специфического понимания правильного и неправильного. Личный архетип, внутренняя суть, без гармонии с которой жизнь обращается просто в историю — а историю движут «утраты, сожаление, горе и тоска». Без согласия с Той, кто плывёт по подземной реке, не будет счастья; счастье — в гармонии.
И так как это моя концепция и я могу делать всё, что хочу, то архетипы я соединила с образами богинь Пантеона из «Ономы» [Текста с таким названием теперь не существует — прим. из будущего].
1. Макш
Первый архетип — первый по времени; его, видимо, также можно назвать и нулевым или базовым. Он — точка отсчёта; отсюда начинается гендерность, потому что всё женское в мире берёт начало от Матери. В каком-то смысле это основное, базовое, совершенно общее и вневременное понимание женщины; меняющиеся нравы и представления лишь вносят внешние корректировки или же просто отключают связь с архетипом, но они не в состоянии ничего сделать с ним самим. Это понимание остаётся общим для всех людей уже потому, что каждый из нас был выношен и рождён. Именно по этой причине в мире «Ономы» у Макши не было храмов, её «храмом» считалось женское тело.
Чтобы быть обладательницей потенциала первого архетипа нужно просто родиться женщиной. Однако, чтобы развить первый архетип или даже пойти дальше по дереву архетипов, женщина должна научиться понимать саму себя и быть самой собой.
В настоящее время (я, в общем-то, не могу утверждать, что это относится только к настоящему времени, что раньше было иначе или что потом будет иначе; может да, может нет), когда значительному числу людей и повзрослеть-то до конца жизни не удаётся, большинство женщин остаются с непроявленным архетипом. Всё бы ничего, но такие вещи — потерянность — всегда ведут к саморазрушению. Зачастую, даже если первый архетип сформирован, мир задавливает его, не даёт ему возможности реализовываться, как это произошло с героиней «Съедобной женщины». Но даже если всё не выглядит так странно и трагично, путь саморазрушения часто понимается как норма, а не социальная деградация.
Существование без основы-архетипа приводит к невозможности построения отношений с людьми, к деградации индивидуальности, к дисгармонии, от которой жизнь трескается, как стекло.
2. Маара
Она появилась как второе отражение, не как противоположность, а как ответ первому архетипу. Поэтому отсчёт эволюции архетипов, по большому счёту, идёт с неё, как с первого шага, с первого движения. С Макш и Маары собственно и начинается двойственность, здесь её исток. Поэтому Маара — это реализация «самого внутреннего», самой сути силы. Её глубина — это глубина моря, её сила — сила Судьбы. Море, Судьба и Смерть. Неудивительно, что первым ответом — и тогда единственным — стала ведьма, колдунья или жрица — неважно, как это называть. Женщина, выпадающая из общего социального круга и тем самым получающая возможность открыть свою силу. Маара — это первая Ведьма; в этой иерархии сотен тысяч особенных женщин она стоит наверху. Главная ведьма может быть только одна, все остальные равны между собой. Каждая занимает своё, единственно возможное место. Так строится иерархия второго архетипа; и здесь в принципе начинается женская иерархия, как отдельное явление. Для первого архетипа она «навязана извне», зависит от положения мужчины и соответствия определённым требованиям (например, хозяйственности или плодовитости). Но ведьмы определяют своё место сами.