Женские архетипы

1. Первый

Главная черта личности богини становится главной жизненной ценностью архетипа, через призму которой видится весь мир, меркой, с которой сверяются все поступки.

Для первого архетипа («в базовом варианте») всегда основной ценностью будут живые существа — именно так, в обобщённом смысле, а выражается это достаточно разными способами. Проще всего — в любви к детям и животным, в заботе о близких людях. Но в самом суровом «прокаченном» варианте это могу быть и достаточно жестокие вещи, за которыми, тем не менее, продолжает стоять та же забота о жизни. Вещи, основанные на инстинктах, приводящих, например, к «синдрому внезапной детской смертности».

По той же причине в Пантеоне жрицам Макш, в том числе, отводится роль последних судей — тех, кому дано определять, что и кто может жить, а что и кто мешает жизни. Для такой женщины естественно было бы поддерживать эвтаназию, например, или отказаться рожать ребёнка с отклонениями. Этот «примат жизни» на разных уровнях прокачки может принимать самые разные формы, от привычных до экстремальных. В любом случае, всё, что признаётся жизнеспособным, подлежит защите и заботе. Стремление производить жизнь и защищать её для первого архетипа является самым важным.

Именно поэтому в концепции ЯЛТ она произносит в качестве признания: «Я хочу от тебя детей». Это самое важное, самое большое чувство, которое она может себе представить, и это действительно так. Это решение — выбор отца её детей, в определённом смысле самый большой дар, который может получить мужчина: сохранение своей жизни в детях.

И именно про этот архетип Ницше сказал, что для женщины мужчина — просто средство, конечная цель — ребёнок. Разумеется, ребёнок от самого лучшего мужчины в мире, но всё же, честно говоря, дело именно в детях, и любимый мужчина для первого архетипа — это, в первую очередь, всегда отец её детей.

«Прокаченный» первый архетип хочет иметь детей как можно больше, трое — это желаемый минимум (то есть воспроизводство родителей плюс ещё один, именно это даёт прирост популяции). На низком уровне, в условиях недоступности наилучшего варианта, такая женщина может выйти за первого встреченного удачного мужчину. Я лично считаю, что в таком случае она постарается рожать девочек. Я не знаю, как первому архетипу удаётся так хитро извернуться, и уж конечно я не говорю о том, что возможно какое-то сознательное управление процессом зачатия. Но вот есть самые разные механизмы регулирования потомства самками, например, птиц, когда в зависимости от качества самца они рожают разное число детёнышей или регулируют их половой состав. Мне кажется, тут большой задел для работы британских учёных.

А если серьёзно, то если мужчина у первого архетипа такой, что прошёл отбор «со скидкой на требования», если она не смотрит на него снизу вверх, как на солнце, то она всегда подсознательно хочет родить девочек, чтобы они были похожи на неё. Если получив первого ребёнка, она не избавляется от своего «мужчины со скидкой», или если мужчина не растёт в её глазах, меняясь к лучшему, то она так и будет желать только девочек. И, да, можно сказать, что мужчины оцениваются подсознательно как подходящий / неподходящий именно для неё, в контексте её требований. Это далеко не всегда говорит о том, что «неподходящий» не окажется идеальным для другой женщины.

Если же мужчина для неё как солнце, то, по крайней мере, первым она точно постарается зачать мальчика. Любопытно, что подсознательно большинство людей испокон веков понимает эту систему. Например, в классическом советском фильме пралюбоф — «Москва слезам не верит», интересно распределение детей: у Тони, обладательницы первого архетипа (может быть, изображённого несколько утрировано), трое сыновей. Катя, которая в первой серии ещё не «прокачала» свой третий и пребывает на стадии выхода из первого, рожает дочь: несмотря на влюблённость в Родиона, она с самого начале в глубине души знает, что ничего путного из такого не выйдет. В самом деле, на «Рудольфе» написано, что он просто пытается выбиться в люди, женившись на профессорской дочке; недостойный поступок для мужчины-солнца. Для зрителей, пусть они никогда не задумываются об этом (или есть ещё психи вроде меня?), это «детораспределение» создаёт дополнительные акценты, читаемые интуитивно, автоматически.

Итак, часто, получив первого ребёнка и заставив инстинкт на некоторое время успокоиться, первый архетип бросает своего первого подходящего мужчину и пускается на поиски своего личного солнца.

Как бы ни менялся мир, для первого архетипа остаётся неизменным желание прочных семейных отношений с единственным мужчиной. Просто это должен быть самый лучший мужчина. Поэтому порой кажется, для первого архетипа одновременно свойственны две совершенно разные модели поведения: от создания семьи, даже может быть патриархальной, до «жизни на полную катушку». Это всегда зависит от того, кем она считает мужчин(у), с которым(и) она сейчас. Она необязательно формулирует такое мнение для самой себя, может даже не осознавать своего отношения к партнёру до конца, но по её поведению это всегда легко понять. Если тот, кто с ней сейчас, недостаточно хорош, то она будет искать другого. Всегда. И, конечно, «хороший сегодня» может стать «плохим завтра» — если изменятся критерии.

Ещё вторая модель поведения может вызываться к жизни у малого процента первого архетипа социальным заказом: как для более эффективного использования ресурсов в популяции необходим некий процент халявщиков, так и для стабильной базы моногамных отношений необходимы женщины немоногамного поведения. Я не буду называть их обидными словами, потому что это просто несправедливо; это важная социальная функция, и не удивительно, что часть из общности первого (подчеркну — «первого раскрытого / осознанного») архетипа берёт её на себя. Любопытно, правда, что мужчины, воображая себе таких женщин, чаще всего думают о втором архетипе. Но «роковая женщина» второго архетипа большинству мужчин в реальной жизни не встретится.

Возвращаясь к первому: дело в том, что вся система отношений, которую они «исповедуют», наиболее естественна — в смысле приближения к природе. Унаследована из тех времён, когда в плане межличностных отношений гоминиды ещё не напридумывали никаких сложностей. Это система отбора лучших кандидатов (среди обоих полов), и для первого архетипа суть её остаётся неизменной, как бы ни менялись (а иногда и извращались) формы. Поиск лучшего остаётся поиском лучшего. Если он остаётся «лучшим» навсегда, значит, женщина останется с ним до конца жизни. Если не так, то она уйдёт или станет такой, что уйдёт он.

Самой Макш в этом смысле повезло: её муж — Солнце, Отец мира, куда уж круче.

При непрокаченности архетипа, даже правильнее сказать — при сонном способе существования, и начинается «личная жизнь в стиле «Космо» (зациклившаяся Двойка Чаш) — пустота ради пустоты, поиск без цели. Дальше хуже: количество переходит в новое качество, но никто никогда не говорил, что новое качество лучше старого; появляются признаки психического вырождения, скатывания к социальным атавизмам (да-да, кто бы что ни говорил, с точки зрения социальной эволюции промискуитет — атавизм). Слабо сознаваемый инстинкт толкает к чему-то, к цели, которую никогда не получится понять. И как было сказано уже, именно непонимание себя ведёт к деградации.

Мужчина, которого ищёт первый архетип, — это её солнце. То есть, никто не даст обобщённого портрета всех этих мужчин всех женщин первого архетипа. Просто каждый из них — такое маленькое солнышко, которого вполне хватает согреть свою семью. И первый архетип смотрит на него снизу вверх, и она счастлива: этот тот, кто создал её мир. Первый архетип — всегда «мазохистки», потому что они всегда ориентированы на вторые роли, на «принадлежность кому-то». Да, это совершенно нормально. Они повторяют увлечения своих мужчин («Душечка» Чехова — несколько карикатурная, но верная иллюстрация).

Отсутствие гармонии для первого архетипа — это ошибочный поиск. Когда не знаешь, чего именно ищешь, находишь почти то, что тебе нужно. Ты почти счастлива, и кажется, что всё так, как должно быть. Но ошибка неизменно запускает механизм саморазрушения. Это солнце не греет, и земля остаётся бесплодной. В «Съедобной женщине» героиня принимает неверное решение дважды; с другой стороны, за весь роман не попадается ни одного человека, который был бы похож на верное решение. Иногда кажется… их почти не осталось? Для неё неверные решения становятся физически ощутимыми, она тает на глазах. Чаще всего первый архетип пытается мимикрировать, пытается быть как все, вписаться в правила мира, взять с кого-то пример, и тогда отсутствие гармонии бьёт ещё сильнее. Подавленное желание разъедает изнутри. Во все времена первый архетип хочет одного и то же, и собственно только потому мир ещё существует.

Страницы ( 3 из 10 ): « Предыдущая12 3 45 ... 10Следующая »