Женские архетипы

12. Любопытно, что пытаясь рефлексировать женский миф о единственности жизни [в «Единственной» Р. Бах сделал это почти удачно, правда, на обдумывание столь простой мысли у него отчего-то ушли годы, но мало того: он набил книгу своими обычными историями для младшего школьного возраста, в его «кристаллах мечты» затерялась вся соль], авторы зачастую показывают это одинаково: как путешествия единственного, любимого ими архетипа. В к/ф «Долина цветов» — это шестой («Инфанта Чаш»), и это очень, очень красиво. В к/ф «Беспокойная Анна» — это первый; причём и фильм, и сама история хороши где-то на 7/8, а в последней осьмушке автор теряется — он будто и не придумал, как хорошо закончить эту историю и сделал нечто, вызывающее лишь недоумение. Но он бы и не смог закончить: история про перерождения «Матери хороших людей» просто не может иметь конца. Любопытно смотреть, как по-разному эта идея преломляется через волшебное стекло сути разных архетипов.
Но по-настоящему отразил идею непрекращения жизни Даррен Аронофски в «Фонтане». Когда я гляжу на Рейчел Вайс, мне тоже хочется что-то понять, так что неудивительно. Он посмотрел на этот «круговорот» почти с женской точки зрения, и отсюда, с этой точки, это вовсе не круговорот. Чередование, изменение, соприкосновение…
Это истинный женский миф: миф о жизни и смерти. И героиня показывает его: она была Судьбой, Королевой-Ведьмой (второй архетип) — и Смертью; она стала Любовью, Сумеречной, Справедливой Судьбой, между смертью и жизнью она подарила герою надежду и дала ему возможность выучить важный урок; и она превратилась в Древо Жизни, в источник нового мира, который родится из сверхновой и станет таким, каким его представляет новый демиург.
И героя она выбирает под стать себе: варвара, способного пойти на край света, конкистадора, в чьей крови — огонь; защитника, спасающего жизни, врача; мудреца, почти святого. Человек входит в лабиринт и встречает там себя, и, узнав и победив минотавра, он находит выход; и его ведёт нить жизни.
И в конце они начинают всё сначала, создавая мир из огня и звёздной пыли. Эти взаимные превращения, изменения, влияние, приближение и конечное слияние, это и есть жизнь. Это не просто круг и не просто стрела, это взаимодействие.

13. Второй архетип в сказках и историях всегда очень любит героев, несущих архетип Живы, Творца. Иногда с точки зрения других персонажей эта любовь выходит боком. Классика, например, — история Медной Горы Хозяйки и Данилы-мастера. Медной Горы Хозяйка — не злой персонаж, просто сверхъестественный, с иной логикой. Данила, соприкасаясь с силой Ведьмой, становится не от мира сего. Это не нравится остальным людям, разумеется. Но спорным остаётся вопрос, что было лучше для самого Данилы: он мог стать настоящим Творцом — и перестать быть человеком.
У Андерсена тот же самый архетипичный сюжет изложен особенно зло; ну Андерсен вообще был человеком своеобразным. Снежная Королева — Ведьма, похищает того, кому попали в глаза и сердце осколок искажающего зеркала. Забавно, что при этом, если задуматься, поведение Кая становится весьма похожим на поведение эксцентричного гения; Андерсен придаёт этому именно негативную окраску. Похищенный Снежной Королевой, Кай всё пытается создать счастье (видимо, для всех и бесплатно), так же как Данила пытался создать Каменный Цветок, — избранный Ведьмой герой, талант которого она пытается разбудить.
Второй женский персонаж в таких историях всегда описывается по пятому или шестому архетипу. Невеста Данилы — скорее пятый, чем шестой, или же шестой типа «Инфанта Чаш». Герда — яркий шестой. В той предыстории к «Снежной Королеве», которую я случайно написала, заодно можно увидеть, что происходит с шестым архетипом, если она не живёт в сказке.
Для сказки вся разница между пятым и шестым архетипом, в принципе, в уровне вовлечённости в сюжет. Пятый обычно остаётся в стороне от квестов и битв и действует иначе; пятому достаточно просто быть, чтобы наступил счастливый финал, потому что любовь всегда спасает мир. Шестой всего добивается самостоятельно.
Ага, и мужчины, обычно, им достаются в этом смысле разные.
Возвращаясь к архетипичному сюжету: в первом из приведённых примеров говорится скорее о природе творчества, во втором — о борьбе нового мира с прошлым.
И во всех случаях, будучи, кажется, много сильнее, Старшая Ведьма уступает героя его невесте; на то у неё есть свои причины.

14. Ну вот, добрались до моих любимых примеров — по Толкину, целых пять штук. «Властелин колец»: Арвен — пятый, Йовин — шестой; «Сильмарилион»: Галадриэль — пятый (во «Властелине колец», конечно же, тоже пятый), Лютиэн — шестой, Мелиан — третий.
В принципе, исходя из тенденции я бы сказала, что Амариэ — это тоже пятый архетип, но про неё известно только то, что её любил Финрод, что есть шаткий фундамент для выводов.
Любопытно, как мало участвует у Толкина пятый архетип в действии, но какое, тем не менее, значение имеет для сюжета. А шестой всегда «бросается в бой» и ввязывается в приключения.
Для всего жанра фентези, выросшего из произведений Толкина, такое поведение шестого архетипа стало непреложной истиной.

15. Возвращаясь к ЯЛТ: не столько пример, сколько наблюдение — будучи Матерью Богов, Дара подарила людям пример, образец, идеал и проч. отношений и может быть для многих это оказалось не таким уж хорошим подарком. Часть людей (не такая уж и малая) в попытках следовать этому образцу произносят слова и повторяют форму отношений, но никогда не проникает в суть. Ещё какая-то часть остаётся всю жизнь блуждать среди фальшивых зеркал, чувствуя фальшь, но не в силах найти настоящее отражение. Любовь — это вообще не для всех. Но «чистый» архетип всегда видит суть, хоть и под «своим» углом. Просто так сложилась, что нам, людям, досталась лишь эта одна, универсальная фраза с тысячами оттенков. Осознанный, взлелеянный архетип даёт женщине своё собственное понимание этой фразы.
То есть это был пример того, чем в частности осознанность архетип отличается от его имитации.

16. Ещё мой любимый пример: Ривер Темп из «Светлячка». Кем она была до обработки — мы уже не узнаем, но сделали из неё четвёртый архетип; если бы не влияние её брата, это было бы поистине страшно. Лишь его присутствие сдерживает её разрушительную силу, даёт Ривер возможность оставаться в почти здравом уме. Ривер именно поэтому так отличается от остальных примеров четвёртого архетипа (ну и потому ещё, что она — персонаж научно-фантастического сериала, конечно), что она, как бы это сказать, «полноценная». Её сделали сумасшедшей, но, по крайней мере, она та, в ком звучит лучшая часть Перу, богини грома и молнии, богини неба. Мы, увы, ничего не узнаем о том, что будет с Ривер дальше.

17. Ну и ещё: Зена — пример того, как третий архетип может выглядеть в фентезийной реальности.

18. Примеры, разбросанные по блогам.
Про «Одержимость» и третий архетип.
Про разный выбор Дары.
Про хватающийся за прошлое четвёртый архетип.
Про Южную Америку.
Про евнухов и богиню плодородия.
Про гаремы и женскую иерархию.
Моя личная иллюстрация к ведьмам (прямо из текста про У.М.).

19. И когда-то мне хотелось привести примеры реальных людей, знакомых мне и не очень. Но я подумала и решила, что лучше не стоит.

==================================

Наверное, стоит в заключении сказать что-то в том духе, что всё это — результат авторского воображения и создано исключительно из озорства. Наверное, это стоит сказать уже потому, что претензий я принимать не собираюсь в принципе.
И всё равно буду и дальше автоматически сортировать знакомых (вообще люблю сортировать людей, кстати) по архетипам, не делая при этом никаких выводов, кроме сугубо теоретических.
И, конечно же, как всякий теоретик очередной бредовой классификации, я вижу подтверждение своей теории всегда и всюду. 🙂

Страницы ( 10 из 10 ): « Предыдущая1 ... 89 10