Был мой отец шестипалым. Бывало в «сороку-ворону»
Станем играть вечерком, сев на любимый диван.
Вот на отцовской руке старательно я загибаю
Пальцы один за другим — пять. А шестой — это я.
Шестеро было детей. И вправду: он тяжкой работой
Тех пятерых прокормил — только меня не успел.
В. Ходасевич «Дактили»
январь 1927 — 3 марта 1928, Париж
Если есть Хозяйка не может не быть Хозяина; он появляется в этом ряду позже потому, что привык быть вдали от дома, он был странником и это его ждёт Хозяйка всё это время. Каждый странник возвращается в дом, где он — Хозяин.
Хотя есть ещё одна причина тому, что в символьном ряду, созданном людьми, карта Хозяина следует за картой Хозяйки: первым у ребёнка формируется образ матери, потом — отца.
У Хозяина всегда сохраняется стремление к чему-то за горизонтом, тяга к странствиям; и корни у этого стремления те же, что у силы сделавшей его хозяином дома: необходимость активности, борьбы, достижения целей и победы. Дом, построенный им самим, — это одно, но Хозяин не может «сидеть без дела». Вот почему у Императоров, «посаженных на трон» на картах, бывает такой скучающий вид. Трон — это, прежде всего, ограничение, а Хозяин — хозяин своей жизни.
Его цель — всегда возвращение, потому что цель Хозяйки — ожидание, приближение возвращения Хозяина. Разведённые по разным сторонам, превращённые в противоположности, они всегда стремятся отказаться рядом, и напряжение между ними не ослабляется с годами и расстояниями, а творит мир и управляет им. «Этот мир работает на разнице потенциалов» (с) Пётр Бормор. Отзвук такого взаимодействия заставляет людей искать и находить свой дом, создавать семьи и рожать детей, а вернее всего — стремиться к близости. И хотя внешне влияние образов Хозяйки и Хозяина слабеет, и смешались роли, были перевёрнуты с ног на голову понятия, и эхо всё тише, на самом деле человеческая цивилизация по-прежнему держится на них, и так будет всегда. Не столь важно, кто именно исполняет эти роли, важнее, что без разницы потенциалов мир потеряет импульс движения.
Хозяин всегда возвращается, потому что его всегда ждут; как не может Хозяйка перестать быть опорой, домом и памятью, так Хозяин не может перестать быть опорой, домом и движением. В этой паре он ожидаемо динамическая сила.
Хозяин — это активная власть. Это умение держать свою судьбу в своих руках. Власть не столько над людьми, сколько над обстоятельствами. Не иерархия, а свобода. Свобода идти, свобода возвращаться, свобода отвечать за путь и возвращение. Это, прежде всего, власть над самим собой. Хозяин — хозяин себя, своих слов и действий. Если и есть кто-то над ним, то только Демиург, которым он сам был когда-то и аватарой которого является теперь. А значит, даже в этом смысле он всё равно хозяин самому себе.
Как и Демуирг, Хозяин — это мир. Он владыка своего мира, своего дома, и сама земля слушается его, и всё, что в земле, слушается его, и всё, что над землёй, слушается его. Он хозяин своего дома, и только ему решать, какое место займёт в мире его дом, каким он будет.
Так как весь мир принадлежит ему, что в любой момент времени Хозяин знает это, не сомневается в этом. Мир его — и в этом корни вечной человеческой экспансии. В этом корни вечного стремления жизни к распространению. Её главное и единственное желание — заполнить собой космическую пустоту, и это и есть главное желание Хозяина.
То, что принадлежит ему, Хозяин всегда защищает. И так весь мир его, то он защищает весь мир.
Хозяин — это власть, это сила, защита, свобода — и доброта. В нём не может быть жестокости сверх естественно необходимой; он может быть охотником, но не ради развлечения, может быть солдатом, но не мародёром. Он ответит тем, кто посягнёт на его мир, но он не тронет миры других Хозяев. Встречая последних, он признаёт их равными себе. В нём нет жадности и пустых амбиций, которые рождаются из комплекса неполноценности.
Хозяин — муж, отец и правитель, но он идеал, которого не может быть в обычном человеке, путь к нему — путь, который никогда не кончается. Хозяин сам продолжает этот путь, даже не покидая дома. И любая промежуточная цель на этом пути, любой трон — это временно.
Хозяин — это сила; сила огромная, всепоглощающая, непроигрывающая. Сила первого, победителя — и защитника. Пожалуй, главной и единственной тайной Хозяина является то, что эта сила имеет и свой источник, и свои пределы. И то, и другое — его дом, «родная земля», граница его владений, его мира, в центре которого — Хозяйка. В общем-то, эта тайна — секрет полишинеля, так как невозможно скрыть (да и незачем), насколько сила этой пары зависит от крепости их связи.
Хозяин — это глава семьи, глава рода. До тех пор, пока сказочный правитель остаётся «отцом народа», он воплощает Хозяина. Хозяин — носитель королевской крови, если не по происхождению, то по тому, каков он есть: и королевские роды с кого-то начинались, как раз с таких, как он.
Хозяин — это каркас мира, он — тот, на ком держится небесный свод. Но для Хозяина эта нагрузка не ощутима так, как могла бы быть для иных. Он был создан для этого богами, и он сам — бог младшего поколения.
Хозяину скучно, когда ничего не происходит, нет движения и действия. И он может, подобно Демиургу, создавать нечто, что потребует действий, изобретать и придумывать, и искать «новые горизонты». Все перемены, что произошли с цивилизацией, от изобретения велосипеда до космических программ, от жертвенного камня до диалектики — это инициатива Хозяина. Нужно, чтобы было то, с чем нужно разбираться.
Этот дух — жажда нового и своего, желание быть человеком и свободным при том, стоящим в полный рост, смелость и доброта, — это Хозяина. Хозяин — отец человеческого мира.
Значения:
— Сложные системы, требующие точных решений; от управления до тонкой ювелирной сборки часовых механизмов; главное — необходимость держать в голове множество условий и факторов и рассчитывать соотношение их сил и взаимовлияние.
— «Экстремальные профессии» и действия; то, что находится на границе социума, на передовой и т.п., но: это деятельность, приносящая результат (в отличие от, например, об экстремальных видах спорта).
— Предпринимательство.
— Вопросы власти; речь идёт не о госструктурах или политике вообще, а чаще всего о более конкретной власти, связанной с конкретным человеком / группой людей, о лидерстве, в том числе неформальном.
— Путешествия, либо предпринятые «на свой страх и риск», либо связанные с профессиональной деятельностью).
— Вопросы силы и ответственности, целеполагания, средств и путей достижения; в первую очередь — положительные (результативные) решения таких вопросов.
— Нечто, связанное с браком, семьёй и отцовством.
— Свобода в принятии решений, контроль над обстоятельствами.
— Инновационные решения.
— Изменения, эволюция, развитие (ситуации или человека).
— Прогресс в сложном вопросе, поиск и обнаружение нужного решения.
— Возвращение к началу, к истоку, «домой», в том числе в буквальном смысле.
— Установление правил — или изменение чужих правил в соответствии со своими.
— Уверенность в своей правоте, готовность к действиям, умение отвечать действиями на обстоятельства, того требующие.
— Указание на человека-стратега, ведущего тонкую игру, владеющего ситуацией.
Перевёрнутые значения:
— Достижение цели, не принёсшее удовлетворение.
— Достижение цели, обернувшейся тупиком.
— Несостоятельность, как хозяина, управленца, организатора.
— Проблемы в семье по вине спрашивающего.
— Непройденный лабиринт, потеря верного направления.
— Потеря направления вообще, замкнутый круг, «белка в колесе».
— Обстоятельства, которые невозможно преодолеть.
— Рабство, зависимость от людей или обстоятельств, в т.ч. физическая и/или психологическая.
— Потеря семьи / дома, в буквальном или переносном смысле.
— Потеря почвы под ногами, импульса или цели.
— Нарушение принципов, предательство себя или своих / своего.
— Забытые корни, забытый дом.
— Безответственность; жизнь за счёт других или будущего.
— Неверное понимание целей и средств.
— Поражение; плен; «казнь» — уничтожение врагом, чаще моральное.
— Тяжёлая болезнь определённого рода — энцефалит, паралич, инсульт, столбняк, сломанные конечности, ранения… всё, что приводит к обездвижению, потери мобильности, расстройству деятельности ЦНС; может быть также болезнь, связанная с поражением иммунной системы в «войне» — тяжёлые вирусные заболевания, иммунодефицит человека, раковые опухоли.
— Смерть или травмы при выполнении долга.
— Бесплодие или импотенция.
Как видно из значений и предыдущего текста, Хозяин — жестокая карта. Эта карта говорит: «Всё или ничего». Это «самая мужская» карта в Таро, как Хозяйка — «самая женская»; и обе эти карты «материалистичны» и «приземлены», и имеют в своих образах очень много природного, естественного — и от первой природы, и от второй. Это карты человеческой цивилизации — такой, какая она есть, какой задумывалась и какой мы её придумываем каждый раз заново в своих книгах и фильмах. Эти карты также говорят и о том, для чего природа создала два разных пола и для чего предназначила каждый из них; и о том, как разделяются гендерные роли в социуме, где у каждого гендера своя роль и своя сила и свои уязвимости, своя ответственность и своя свобода. При всех различиях и даже противоположных чертах, эти две карты, разумеется, немыслимы друг без друга. И сила их взаимодействия «толкает вперёд» эту часть системы Старших Арканов.
Так же, как потеря образа Хозяйки весьма печально сказывается на мире, потеря Хозяина тоже не проходит даром (если говорить о вымышленных мирах, то это может выглядеть, например, как в «Возвращении со звёзд» Лема — «беззубый мир», или мир Брунен-Джи, каким он стал перед гибелью). Это остановка, это вымирание, это «сплошное ням-ням» (с), это потеря человечности — естественного любопытства, стремлений, движения, развития. Это старение мира, превышение смертности над рождаемостью. Это остывшая кровь.
Карта Хозяина немыслима без меча и без щита; не потому, что его дело — война, потому что меч — мужской символ, а щит означает защитника. И то, и другое может висеть на стене, пока сам Хозяин пашет землю, но они должны быть. Хозяин не нуждается ни в короне, ни в троне, короны нужны тем, кто должен доказывать своё право и нуждается в его постоянной демонстрации.
Что касается Таро Лабиринта и Игры, я хочу, чтобы эта карта была парой к предыдущей: на ней должны быть тот же дом и дорога к нему, и человек на этой дороге. По его виду не скажешь, кто он — правитель, воин, охотник, крестьянин или даже бродяга, он может быть кем угодно. Он тот, кто есть — всё и все.