Младшие Арканы. Десятки

Формула:

10 Жезлов — +2 огня / действий/решений / Мир огня.
10 Чаш — +2 воды / чувств/отношений / Мир воды.
10 Мечей — +2 воздуха / разума/творчества / Мир воздуха.
10 Дисков — +2 земли / благ/транзакций / Мир земли.

Десятки, на самом деле, это ещё не совсем +2, а движение к этой точке, набор высоты для нового витка. Так же, как и Новая Вселенная — это ещё не будущее, но граница, где прошлый мир и новый сошлись вместе. Все Десятки находятся под влиянием Новой Вселенной, все они накапливают силы для витка, служат изображением, иллюстрацией диалектического скачка, который, конечно, невозможно «застать». Всё же, они включают в себя две точки — почти последнюю и почти первую, и ещё некую связь между ними. Так что Десятки говорят о связи, о том, что выводит на новый путь. Если вы вдруг хотите стать кем-то иным, прислушайтесь к ним. Фокус, правда, в том, что пока никем иным мы не хотим и/или не можем быть, так что для нас Десятки означают повторение круга. Но они всё равно не устают утверждать, что выведут нас на новое качество.

Десятки — момент, когда накопленная в Девятках сила поднимает стихию на самую вершину, откуда невозможно не пойти на новый виток — вниз, потом снова вверх, как на аттракционе. Здесь срабатывают объективные законы физики. И вот Десятка — это мгновение между «ещё нет» и «уже да». Мгновение невозможное, не засекаемое в жизни. Полнота силы, которая как будто уже израсходована, момент одновременности двух взаимоисключающих событий. И в этот момент каждая стихия показывает свой характер, уникальную черту, с помощью которой надеется жить вечно; если угодно — являет свой девиз. Жезлы говорят: «Память о великом бессмертна»; Чаши: «Любовь пребудет вечно»; Мечи: «Смерть — не конец пути, а начало»; Диски: «Мы живы в наших потомках». У каждой свой принцип вечной жизни, и, видимо, истина в том, что суммы этих принципов всё равно не достаточно, чтобы жить вечно, но, по крайней мере, она даёт надежду на продолжение. На следующий виток; и хотя витки не могут быть полностью тождественны, в чём-то новый всё равно будет повторять предыдущий.

Итак, Десятки — это не конец, а начало. Десятки говорят: «Смерти нет».

Десятка Жезлов. Мир огня

Девиз огня: «Дела, в которых сохраняется человек». Его победы и достижения, слава, величие, подвиги; его власть и влияние; память о нём, легенды и былины; его «пирамиды». Именно девиз Жезлов воплощали фараоны. Они надеялись вернуться однажды — в то же самое тело, и так же править великим народом. Огонь более всего уповает на совершённое им. Для бессмертия ему необходимо величие. Он стремится достигнуть как можно большего.

Вот почему персонаж этой карты отправляется в будущее с такой тяжёлой ношей. Он берёт с собой всё, что у него есть, потому что иначе его не пустят в вечность. Свершённое позволяет ему «нащупать дорогу». Кажется, что он должен бы упасть под такой ношей, но всё это он добыл сам, своим трудом, это его завоевания, так что ноша ему как раз по силам.

Десятка Жезлов — карта достижений, с которыми не хочешь расставаться. В глазах человека они составляют его самого. Может быть, оставь он их позади, его шаги были бы легче, да и дышалось бы ему свободнее. То, чем он владеет, в каком-то смысле его отягощает, усмиряет его шаг, закрывает иные возможности, обязывает. Но оно же оставляет открытым лишь один путь — верный, избранный, тот, который человеку более по сердцу. Это дорога, которую человек искал всю жизнь. И впервые отсутствие сомнений совершенно оправдано. Как и все Десятки, это карта своего пути — в плане достижений, карьеры, целей, свершений. С него почти невозможно сойти.

В п.п. это карта страха. Страха потерять то, что есть, если движение продолжится. Страха смерти — бесславной, бесплодной; и страха забвения. Человеку сложно сделать хоть шаг: он боится, что этот шаг станет последним.

Десятка Чаш. Мир воды

«Мы — звёздная память друг друга».

Чаши верят, что чувства живут вечно. Всё, что было прочувствовано, всё, что было связано, пребудет всегда. В этой системе координат человеческое сердце бессмертно; чем больше оно было привязано к миру, тем вернее вернётся сюда. В этой же системе после смерти мы видим свет, и, когда серая, как дождь, завеса этого мира отдёргивается, мы видим зелёные холмы и людей, которых любим. Здесь отношения — любовь, делают нас бессмертными. Только в этой системе есть Рай. Не случайно концепция Рая и божественной любви так развилась именно в эпоху, когда человеческим миром по большей части правила Вода. В этой же системе мы возвращаемся в мир и снова, снова и снова встречаем тех, кого любим. Только здесь существует понятие судьбы, как неизбежности встречи с теми, с кем мы были связаны — раньше, «на небесах», по задумке Творца.

Люди на этой карте входят в радужные врата. Их ждёт свет. Дом за их спиной — место абсолютного душевного счастья, место, где сердце. Усомнится в том, что отношения этих двоих неразрушимы, невозможно. По сути, это Рай, по крайней мере, его филиал. Совершенно защищённое, гармоничное место. Присутствие других персонажей необязательно; но если они есть, то рассматриваются как производное от главных героев, как часть их счастья. В центре внимания — соединение противоположностей. Богиня обретает свою любовь, изменчивая Вода достигает гармонии, сбывается формула философского камня — и мир начинается сначала. Десятка Чаш — ворота в счастье, путь к мечте, которая живёт в каждом: о любви и понимании. Это карта Зеркала — карта входа в новый мир.

Десятка Чаш — карта гармонии отношений. Момент, интервал, период (вечность?) «чистой любви», как она задумывалась. Понимания другого лучше, чем самого себя. Счастье, о котором невозможно забыть. Счастье двоих; здесь слово «семья» обрезается до «супругов». Это отношения, которых никогда больше не будет. Карта-переход к совершенном новому этапу, чему-то большему; поэтому, пройдя этот этап, уже невозможно будет вернутся к прежнему. Что это будет — полная неизвестность.

В п.п. — карта страха — страха близости, законченности, «не-одиночества». И карта неверия; карта неспособности к отношениям.

Десятка Мечей. Мир воздуха

«Душа и разум бессмертны».

Умирает лишь тело — оболочка, которую человек сбрасывает, обретая за тем крылья. Да и оно возвращается в то, чем было когда-то, — пыль далёких звёзд. Смерть телесная — не конец, а начало. Душа, разум, энергия продолжают свой путь. Они идут на свет, сбросив груз физического. Умирая для мира, человек продолжает жить в иной форме. Чем бы не был этот путь — перерождением, движение к Абсолюту, слиянием со Вселенной, но он есть. Соединившиеся на время материальное и идеальное, снова расходятся. Созданное из звёздной пыли тело возвращается к ней, душа уходит к иному. И хотя нам не дано пока знать, что это за иное, хотя «неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался» делает смерть неизбежно пугающей, для Воздуха именно окончательный выход за пределы тела означает новый виток развития. Такова его философия: разум бессмертен, бессмертна душа, а прах возвращается к праху.

Самый «непроверенный» способ бессмертия, но и тот, с которым люди связывают больше всего надежд. Чем больше страхов — тем больше надежд.

Поэтому на этой карте чаще всего так или иначе обыгрывается тема телесной смерти. Хотя традиционно тело пронзено мечами, крови обычно нет. Бескровная смерть. И очень часто появляется и тема движения, посредников, рассвета, тема катарсиса. Как на Десятке Мечей в Таро 78 Дверей, где через боль от игл приходит избавление от болезни. Иными словами, тема Десятка Мечей — это восхождение от разобщённости к целостности.

Это приближение к Демиургу, к Богу-Создателю, к тайнам бытия. Ближе ещё на один шаг. Но, как водится, это и влияние Повешенного, т.е. боль испытаний огромна.

Десятка Мечей — это карта поражения тела, но ясности духа. Она может означать болезни, физические страдания, боль, но приводящие разум человека на новую ступень. Понятие страдания, очищающего душу, отрезвляющего, снимающего пелену с глаз. Десятка Мечей — это всегда путь к свету. Она может означать и смерть, но в крайнем случае. И тогда она также означает надежду.

В п.п. она означает конец пути. Здесь смерть — окончание, полное разрушение. Не все могут продолжить путь; душа и разум некоторых умирают ещё тогда, когда их тело живо. Она может означать бессмысленное рассудочное существование, отказ от разума.

Десятка Дисков. Мир земли

«Мы живём в наших детях».

Люди уходят, старость и смерть неизбежны, но смена поколений даёт и надежду. Это самый «природный» вид бессмертия — бессмертие генов, рода, памяти, бессмертие наследования, уверенности, что и «после» мир не перестанет существовать. Здесь берут начало и все формы «тесной» социальности — семья, род, передача традиций, институт наследования. Дети повторяют родителей неизбежно, от генетической памяти до того следа, что оставляют родители в их жизни. Здесь же берут начало такие вещи, как любовь к родине и национальное самосознание. По сути, Десятка Дисков — это всё то, что есть у общества для самосохранения во времени. История, прошлое и будущее в один миг, цивилизация как система последовательных этапов, каждый из которых основывается на предыдущем, чередование поколений. От индивидуальной памяти к памяти народов, от мифов к документалистике. Социальные связи бессмертны, и именно здесь лежат корни того, что жизнь детей, семьи, рода, страны самим человеком при определённых обстоятельствах ставится выше его собственной. «Продолжение в детях» — вот философия Дисков.

Десятка Дисков — это карта смены поколений. Одно уже пережило расцвет и увядает, второе активно, а третье только готовится второму на смену. Так жизнь старика на этой карте уже исполнилась полностью. Его достижения и богатство будут переданы его сыну. А внуку, так уж сложилось в мире, достанутся его мысли. Здесь прошлое и будущее сошлись в одной точке, идёт смыкание, передача чего-то от первого второму. Как никакая другая, это карта семьи — всех сложностей и радостей, что связаны с этим словом. Семьи счастливой в том смысле, что она полностью выполняет своё предназначение, и в том так же, что она удачна. Она началась с верного выбора. Эта карта говорит о том, что семья необходима человеку для полного исполнения его жизни.

В п.п. эта карта означает невозможность передачи «себя» — бесплодие, бесплодность усилий, отсутствие отдачи, глухоту слушателей. Бесплодная земля, которой не суждено вырастить сад.

Таро Лабиринта и Игры

Переход на новый этап, а потому — ближайшее будущее. Конечно, с такой системой карты нужно перерисовывать хотя бы раз в 50 лет. Но, на самом деле, от сдвигания истории смысл их не меняется.

Жезлы. Человек в скафандре идёт по голубой земле, рядом — самоходная тележка с контейнерами, впереди — купол над несколькими домами, полуразобранный корабль. Новое начало в совершенно новом мире — тяжёлая работа, большая ноша.

Чаши. Мужчина и женщина проходят сквозь радужную полупрозрачную перегородку прямо в зелёный парк, на берег пруда. Через висящий в воздухе проём портала различима за цветной рябью улица, где от домов и конструкций не видно света.

Мечи. Лежащий в коме человек; его позвоночник и основание шеи проткнуты десятью датчиками. Он прощается с семьёй: проекция его сознания, голограмма говорит с ними. Он не хочет быть прикованным к беспомощному телу и выбирает смерть тела и сохранение памяти.

Диски. Комната, где две стены слегка светятся, третья совершенно прозрачна — это окно в светлый сосновый бор, а четвёртая — экран, транслирующий изображение зала совета. Кто-то из людей присутствует там реально, а кто-то в виде виртуальной копии, как мужчина, стоящий в этой комнате перед экраном. Его жена сидит в кресле поодаль, прислушиваясь к тому, что происходит в зале. Ещё дальше — его отец и сын; ребёнок гладит кошку, старик держит на коленях планшет, воспроизводящий объёмное изображение земного шара.