Видоизм. C

Где-то полгода назад, когда стало известно, что вот-вот родится экранизация «Видоизменённого углерода» Ричарда Моргана, интуиция сказала мне: иди и прочти это, прежде чем посмотришь.

Видоизменённый углерод
«Видоизменённый углерод». Издание 2017 года
Раньше она так не делала.

Но теперь я знаю, почему должна была прочесть книгу: чтобы знать, что Ричард Морган — вовсе не идиот.

О книге я написала вот так:

Старомодный нуар в фантастическом антураже.

Довольно странный гибрид. Это вроде бы и [научная] фантастика, но свою функцию — исследовать, как меняются люди под влиянием чего-то нового, — она не выполняет. Из заявленной проблемы: практически бессмертие, возможность очень долгой жизни, смена оболочек-тел и т.д., можно было вытянуть очень интересные вещи. И Морган проговаривает их (неизбежные изменения личности «Мафусаилов», проблема соотнесения религиозных убеждений и переноса личности и т.д.), но мельком, фоном, и хорошо чувствуется, что автору это всё не очень интересно. Ему интересно писать нуарный детектив.

Ну ОК, почему бы и нет. Действие прёт вперёд, интрига раскручивается, кровь, сперма и алкоголь текут рекой, и… и когда дочитываешь до разгадки, задаёшься вопросом: и вот это вот и всё? И всё, что там было? Вся эта катавасия, всё напряжение, чтение наперегонки со стрелками часов — ради вот этого вот?

Ещё одна забавная и грустная вещь: если удалить весь фантастический антураж (включая развалины протеанской… пардон, марсианской цивилизации), то, с минимальными переделками, сюжет не изменится. Все останутся теми, кто они и так есть: социопаты-богачи, ветеран войны в роли детектива, не слишком честные полицейские и т.д. Роли распределены и давно известны, всё те же персонажи старого нуара. И в чём тогда соль? Это не стилизация с постмодернизмом, это не попытка исследовать старые темы на новом уровне, это просто старомодно в нехорошем смысле слова.

Роман интересно читать, но он странно неопределённый: как будто в итоге не дотягивает по каждому из намеченных направлений. И ничего не добавляет ни к одному из жанров, на пересечении которых лежит.

Видоизменённый углерод
«Видоизменённый углерод»: заставка
И от слов не отказываюсь. У книги есть грешки, есть баги в сюжете, но она — светлый день по сравнению с экранизацией. У Моргана была концепция. Морган честно воспроизвёл атмосферу нуара. Морган, пусть мельком, но заявил проблему: его волновало плато, в которое влетело человечество в связи с почти-бессмертием. Ведь мы знаем истинную функцию смерти — обеспечить сменяемость. Старое уходит, освобождая место новому. Так жизнь развивается и распространяется. Для этого жизнь создала когда-то смерть.

Вот что было в голове у Ричарда Моргана на тот момент.

Что было в голове у сценаристов, сказать сложно. Морган числится в сценаристах всех десяти эпизодов, и видимо это его заслуга, что в сериал попали хоть какие-то ошмётки оригинального осмысленного сюжета.

Во всём остальном сериал — это просто мешанина всего и вся.

Авторы так и не смогли решить, какую атмосферу они хотят создать, какой жанр вообще снимают. Они пробовали в киберпанк, пробовали немного в детектив, боевик, революционный пафос, мелодраму и даже чуть-чуть в философию. Но не смогли (или даже не попробовали) собрать это всё вместе. Есть сцены в духе киберпанка. Есть в духе боевика. Есть целый мелодраматический эпизод (и он единственный выглядит относительно цельным — интересная деталь). Но это просто разноцветная зебра, полоска сменяется полоской, а связующего элемента нет.

Видоизменённый углерод
«Видоизменённый углерод»: мафовские башни из слоновой кости

Авторы изуродовали сюжет. Как будто можно переставлять отдельные его детали как угодно, добавлять новых туда-сюда, меня характеры просто так, без какого-то основания. Тезис, что каждый элемент сюжета чему-то служит и на что-то работает, авторы сериала посчитали ошибочным. Зачем задумываться о смысле? Это просто поток сцен, которые казались им красочными. Сцен, которые должны были удержать внимание зрителя: яркая картинка из будущего — шок — эмоциональный диалог — флешбэк — шок — и т.д. Но история — это не просто последовательность сцен, это связи и отношения элементов, это логика и красота построения. Здесь же просто одно сменяет другое, потому что авторам так захотелось. Они как будто говорят: а ещё мы вам покажем вот такое. Зырьте!

Видоизменённый углерод
«Видоизменённый углерод»: лик зла
Персонажи периодически ведут себя как кретины. Но об этом даже странно говорить. Как им ещё себя вести, если только у трёх из них есть нормально прописанный характер; и да, ни один из этих персонажей не Такеси Ковач.

Морган не так много показывал мир, как хотелось бы мне; мне было бы интересно узнать подробности того, как там всё устроено. Но в сериале весь мир вообще сводится к нескольким локациям. Нет ощущения, что где-то за их пределами бушует огромная колониальная империя Протектората.

Увы, обычна в наши времена история, когда отлично трудятся техники — мастера по спецэффектам, художники, операторы, звуковики, костюмеры и т.д., может быть даже неплохо справляются актёры (в рамках того, что им выдали сыграть), но из рук вон плохо выполняют свою работу самые важные лица: те, кто отвечал за сценарий, диалоги и концепцию. Те, кто должен был наполнить мир жизнью, а историю болью и счастьем. И экранизация «Видоизменённого углерода» — ярчайший тому пример.

 

Видоизменённый углерод
«Видоизменённый углерод»: по законам нуара жена клиента всегда неотразима
P.S. У Моргана есть целая глава (!), посвящённая одному только событию — тому, как главный герой занимается любовью с женой босса. Ещё раз: глава. И нет, она не на две страницы.

И я решила: если авторы экранизации не наполнят эту сцену в сериале таким же уровнем значимости, то это будет просто несправедливо. Морган же так тщательно всё описывал. Он старался. Он душу вложил.

И да, в экранизации они слили даже эту сцену.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.