Про фото. Начало

arishai/ Февраль 26, 2016/ Слова, Статьи/ 0 комментариев

Две вещи любят делать все люди — петь и рисовать; наличие / отсутствие способностей не имеет значения, это просто феномены, являющиеся естественной потребностью человеческого разума.
Неважно, проведана линия маслом по холсту, тушью по рисовой бумаге, шариковой ручкой на полях или пальцем на песке; движение инструмента рисовальщика зарождается не в руке, а где под рёбрами, и оттуда — кровью по венам и электричеством по мышцам попадает уже на кончики пальцев.
Также точно, оперное пенье и тихое мурлыканье под нос рождаются не в связках и лёгких, а там же — под рёбрами, и затем уже попадают в горло.
Как музыкальная композиция стала когда-то продолжением пения, актёрство — продолжением естественной потребности в смене ролей, писательство — потребности в разговоре, так и живопись — преобразованная, надстроенная потребность рисовать, требующая инструментов, подготовки и мастерства. Всегда предполагающая зрителя.
А потом появилась фотография, и стала началом иной эпохи.
Всё началось с фотографии.
Здесь, на следующем уровне виртуализации, сходство фотографии и породившего её изобразительного искусства всё ещё очевидно. Не только по внешним признакам — способности отражать мир, но более всего — по внутренним (необходимым) условиям: наличию чувству композиции, умению видеть трёхмерное плоским, а плоское наделять иллюзией трёхмерности. Для художника всегда было важнее второе, для фотографа первое, но это всего лишь разговор о мастерстве.
Возвращаясь к теме: опосредованные — «обискусствленные» — потребности, прежде всего, социальны. Именно в социальности лежит причина искусства. То, что рождается как личное, через рассказанную историю становится общим. И здесь же, на втором уровне, все феномены искусства получили ещё одну, самую важную функцию — быть носителями момента истории, капсулами времени, хранящими срез культуры.
А ещё дальше, на третьем уровне, на первое место вышла функцию Зеркала, наклоняясь к которому, мы видим других, а другие видят нас.

Покинуть Комментарий

Войти с помощью: