1 Демиург

Семь мелких нот, семь оттисков сознанья,
Семь точек от уколов бытия.
Когда бы я изведал мирозданье,
Таким уколом мог бы стать и я.

Но ты иные точки выбираешь
И время разворачиваешь вспять.
Зачем ты с каждой нотой умираешь —
Простым бессмертным не дано понять.

К. Арбенин «Дом на заказ»

Бог, начинающий игру. Когда шаг в пропасть [Зеркала] сделан, начинается игра мироздания; однако, этот шаг делает не само мироздание (Дурак), поверхности Зеркала касаются уже совсем другие существа — те, кто будут основой мира-за-зеркалом. Боги этого мира выходят из Зеркала и выбирают, каким этот мир будет.

Демиург — творец, создатель мира, источник всего, что есть, идея и сила, творящая форму для воплощения идеи. Творящая её непрерывно и отдавая идее саму себя, вынимаю эту идею из себя. Это та сторона творчества, которую люди подсознательно боятся: безумие, опасность зайти слишком далеко, невозможность справиться с силой. Это страх того, что творчество по плечу богу, а человек может оказаться слаб для истинной силы. Именно это — обратная сторона Первого Аркана.

 

Первый Аркан — это классический бог-творец, с одной стороны; это классический художник-маг, с другой; и это то, что является побуждающей силой любого движения или устремления, это искра разума в человеке, это причина того, что люди умеют видеть, слышать, обонять, ощущать и т.п. и делать из результатов восприятия выводы. Это образ, подобием которого мы являемся, и это наш образец для подражания. Ко всему прочему это та сила, к которой мы имеем привычку обращаться за помощью, хотя знаем, что для творца значение имеет больше идея, нежели законченное произведение; на нашу удачу, пока мир существует, Демиург не перестаёт творить и изменять его.

Демиург означает не только божественную силу, творящую жизнь, но и человека, одарённого талантом — эхом этой божественной силы. Творца, поглощённого своей работой; учёного, изобретателя, художника — того, кто творит чудеса. Или же кого-то, одарённого способностями, кажущимися сверхъестественными. Но прежде всего он означает творческое начало и разум в каждом человеке.

 

Значения:

— Конкретный человек, обладающий талантом.

— Воздействие некой силы, «лепящей» судьбу.

— Идея, задумка, цель, определяющая жизнь в этот момент; действие такой идеи.

— Творческий подход к решению задачи.

— Сбывшаяся мечта, решённая задача, достигнутый успех — при условии, что успех имеет отношение к свободной деятельности и прямо не связан с материальными благами (их получение возможно, но не является целью).

— Человек, имеющий творческую мотивацию и систему приоритетов, связанную с реализацией своей индивидуальности, а не с получением статуса.

— При определённых обстоятельствах — рождение или воспитание ребёнка, выполнение роли отца (для женщин — речь будет идти об отце её ребёнка/детей).

— Человек, создающий идеи, имеющие сторонников, идейный вдохновитель, родоначальник концепций; человек, имеющий значительное интеллектуальное влияние на людей, меняющий мир через изменение системы взглядов и даже восприятия; «личность в истории» — но не личность «активных действий» (не военный, политик, бизнесмен и т.п., скорее — писатель, философ, публицист).

Перевёрнутое положение:

— Системная ошибка, неверный выбор.

— Бесплодная ветвь, идея, не приносящая плодов, не имеющая результатов, интеллектуальный тупик.

— Обманная идея, лживое учение.

— Принцип, искажающий видение мира.

— Ложный постулат, неверные предпосылки.

— Неудавшийся творец: изначально неверно понимающий свой талант; либо отказавшийся от таланта; либо не имеющий таланта, но не признающий этого; либо переживающий системный кризис.

— Реализовавшиеся страхи, связанные с творчеством.

 

Вторая карта первой десятки, первая карта, говорящая о живом, овеществлённом, реальном, существующем в нашем мире, а не за его пределами, Демиург — начало всего. Ноль — это, так сказать, Предначало, начало Начала; Единица — начало движения, первый толчок, сила, придающая всему вектор и энергию для движения. Демиург — не только начало, но и основа и источник мира, без него мир умрёт, лишившись питающей его силы, оказавшись в темноте, когда солнце погаснет. Этот Аркан — это момент перехода потенциальной энергии в кинетическую, но ещё не кинетическая, ещё не само движение; несуществующая точка условного равновесия, когда объект обладает ещё потенциальной энергией, но уже практически начал двигаться. Демиург —сильная карта; по сути, он может всё, потому что он и есть всё. Сила создающая, возможно — и сила разрушающая, но лишь с целью дальнейшего созидания. Начало координат, но и цель, которую необходимо достигнуть. Он знает и прошлое, и будущее, потому что для него нет времени, он существует всегда и одновременно, и всегда для него всё только начинается. В этом-то и проблема. Демиург — энергия, но не материя; он бесконечное движение, безграничное пространство, но чтобы движение стало таким, каким мы его знаем, необходимо время, в котором оно будет реализовано (иначе мы возвращаемся к апориям Зенона, которые весьма ловко иллюстрируют невозможность движения в пространстве — в моделях, не учитывающих время). Для воплощения идее необходима форма. Свет будет лететь бесконечно по прямой, если не найдёт того, от чего сможет отразиться и создать тень. Потенциальная энергия Демиурга нуждается в препятствии, чтобы стать кинетической; в том, что она сможет двигать, что она будет оживлять. Он идея мира, он творец мира, но он сам он не способен создать форму, которой будет доволен, таким образом, его творчество бесконечно. При неблагоприятных обстоятельствах оно также бесплодно (вот откуда такое значение у перевёрнутой карты). Для равновесия Единицы необходима Двойка (и наоборот).

 

Традиционные символы: предметы четырёх мастей (жезл, меч, чаша, круг — «основной перекрёсток мироздания») и четырёх стихий, четырёх сил. Человек, творящий некое волшебство. Для Таро Лабиринта и Игры я выбрала образ человека, часто ассоциируемый с Демиургом, — гончара; здесь есть символы мастей (инструменты для лепки и огонь — жезлы; нож и ветер — мечи; чаша с водой — кубки; гончарный круг и глина — пентакли). Также есть Солнце, как главный символ Единого бога, Отца мироздания, дающего жизнь. Человек на карте всё время меняет ту форму, которую он пытается придать идее; всё, что выходит у него, кажется ему недостаточно идеальным. Он пытается сделать всё идеально и не может остановиться; это и к лучшему, иначе его творение, потеряв контакт с руками мастера, потеряла бы и тепло.

Кроме того, что гончар — это прозрачная метафора Демиурга, глина — это символ, связывающий карту Демиурга с Третьим Арканом. С Нулевым его связывает то, что и на обеих картах определённо изображён один и тот же «человек».

 

 

раньше | к оглавлению | дальше