0 Путь Дурака

Я прочитал надпись на камне,
Я долго стоял, не зная, куда мне:
Направо пойдёшь — станешь богатым,
Налево пойдёшь — удачно женатым,
А коли прямо пойдёшь…
А дальше не разобрать нифига.
Я выбрал путь, и это был путь дурака.

К. Комаров «Путь дурака»

Путь Дурака — Мироздание, решившее сыграть в игру. Раз-два-три-четыре-пять, я иду себя искать. Игра начинается. Кто-то делает ход, кто-то делает шаг, кто-то прыгает со скалы.

 

Однажды, где-то в черноте или в светах, в хаосе или упорядоченности Вечности кто-то делает шаг. Мы, последствия этого шага, никогда не узнаем, кто же это был, каким он был, были ли у него имя, тело, пол, душа — хоть что-то. Просто где-то когда-то — там и тогда, где нет ещё ни времени, ни пространства, мироздание делает шаг. И раскручивается Вселенная под руками Творца, бежит вперёд время, обозначенное Богиней, рождаются в мире люди и сами становятся маленькими творцами — или же никем. Карта Пути Дурака — это те самые «там и тогда», где и когда ещё ничего нет.

Это момент ноль перед прыжком в пустоту, неизвестность перед выходом в открытый космос. Перед действием внешне кажущимся бессмысленным, «дурацким». Но все, кто когда-нибудь совершали что-то подобное, помнят, что оно дарит ощущение ещё одной, дополнительной жизни, прожитой за то короткое время. Удвоение жизни, повышение градуса чувств. Это игра. И смысл у неё есть, он в том, что действие совершается ради самого действия (как смысл жизни в том, чтобы жить). Это именно метафора жизни вообще, метафора того, что существует само по себе, не нуждаясь ни в каком конкретизированном, логически обоснованном смысле.

Последствия совершаемого действия, как и то, что было до него, не важны. Поэтому Дурак смотрит на небо, на звёзды. Небо, звёзды — это всегда символ мечты: «неосуществимой, но осуществимой, но никогда не осуществимой до конца». Всё, что произойдёт после приземления, будет в другой жизни.

Сам прыжок — его «изнанка», его «несущие конструкции», его «структура», описывается Старшими Арканами, следующими за Дураком.

 

Значения:

— «Дурацкие» действия, не понимаемые, не признаваемые окружающими, но имеющие особый, быть может, очень важный смысл для субъекта.

— Погоня за звёздами, осуществление мечты.

— Чистота сердца, знание своих сил, умение расставлять верные приоритеты.

— Волшебство; тайная сила; важная персона, изображающая из себя шута.

— Источник притяжения сил; объект, центр, вокруг которого будут происходить события, может быть, центр неявный.

— Источник нового мира, Пуруша, из тела которого произрастает вселенная.

— Одна секунда как целая жизнь; есть только миг между прошлым и будущим.

— Давно потерянная истина, обретаемая внезапно.

И т.д.

Для перевёрнутой карты:

— Всё это — либо лежащее мёртвым грузом, либо изжитое, отвергнутое, упущенное, забытое.

— Отрицание себя.

— Страх, отказ от собственного «я», чем бы оно ни было, «влипание».

— Перерезанное горло собственной песни.

— Отказ от мечты.

— Человек, не поднимающий глаз к небу.

 

Путь Дурака — несмотря на порядковый номер, всё же не выпадающая из отсчёта, а именно первая карта.

Также Путь Дурака — это не карта перехода, как Десятый Аркан. Это карта первой десятки — описания базовых сил мироздания. Первая десятка Старших Арканов говорит о мире «вообще», мире внешнем; его основные силы, законы, структура — это объект внимания первой десятки. При этом первая десятка концентрируется на мифологии, эзотерике, воле звёзд, свойствах вещей и материалов, то есть на всём том, что берёт своё начало в том же источнике, что и философия алхимии. Руны в том же случае, как более древний комплекс, одновременно и более просты, и более универсальны, и говорят о более естественных (общих) вещах. Руны используют самые древние архетипы, их символы универсальны. Таро используют сложные ассоциации и работают с общественным бессознательным европейской культуры.

Итак, Нулевой Аркан — первая карта первой десятки; это пролог к сюжету, предварение, содержащее в себе источник, из которого появляются герои, фабула, сюжет и основная этическая идея истории. Первоначальный импульс, задумка, идея — Путь Дурака находится не в мире остальных Арканов, а в Эйдосе этого мира. В этом смысле Дурак на карте — не столько некое существо, сколько собирательный образ, схема, уже упомянутый Пуруша.

Элементы других Арканов редко изображаются на карте Дурака, за исключением животных Колеса Судьбы, что в таких случаях подчёркивает связь Десятого Аркана с Нулевым. В Таро Лабиринта и Игры все Арканы первой десятки уже здесь, на этой карте, невидимые, но потенциально существующие, поскольку именно здесь есть то, из чего все они появляются — Ключ и Зеркало. Впрочем, в некотором смысле Ключ и Зеркало — это одно и то же. Держит ли Дурак их в руках, при себе, спрятал ли в узелок или уже давно включил в самого себя, не имеет особого значения. В любом случае он несёт их с собой. Карта, которую вы держите в руках — это зеркало в раме, она же — ключ к ответу, который вы хотите знать. В некоторых случаях Путь Дурака может означать, что ответ на заданный картам вопрос есть только в вас или же вы сами являетесь ответом. В этом же смысле Путь Дурака — метафора всей системы Таро, так как ответ всегда содержится не в картах, а в том, кто держит их в руках.

 

Традиционные символы Нулевого Аркана: темнота, пропасть, бездна и т.п.; внешне ничем не оправданное и требующее значительной храбрости действие, приносящее ощущение «свободного падения»; воздействие на других, тайная сила; инструмент, символизирующий бродячий / авантюрный образ жизни; существо или вещь, символизирующие естественность, простоту (наиболее популярный символ — белый пёс); символ мечты — небо, звёзды и т.п.; «ключ» и «зеркало».

Традиционно на этой карте изображают человека, заглядевшегося на небо и шагающего в пропасть. Но верно здесь в основном то, что это человек, который находится за миг до падения. Вот-вот он окунётся в сводящее с ума невероятное ощущение свободного падения, невесомости. Точно также мы можем изображать здесь дельтапланериста, или ныряльщика за жемчугом, прыгающего с огромной скалы, или человека, спускающегося по водопаду в бочке. Ключевым будет момент ноль, момент перед, последний миг до.

Для Таро Лабиринта и Игры я выбрала человека на сцене в темноте. Его игра только-только начинается, его песня, которая сотворит новую Вселенную, ещё не прозвучала. Всё происходит за миг до того, как начинается наша история.

 

 

раньше | к оглавлению | дальше