Придворные карты в колодах

Ряд Старших Арканов — удивительная система, в которой всяк может увидеть свою собственную картину мира, придав этим картам значения из своей личной мифологии. И при том Старшие Арканы всё равно не выпадут из нашего общего мифологического поля (за исключением ну совершенно одиозных случаев невероятной ереси, примеров которой, по счастью, очень мало). Большинство авторов колод так и поступают.

Младшие номерные Арканы дают меньше шансов развернуться фантазии, в первую очередь потому, что углядеть в их значениях какую-либо непротиворечивую систему сложнее. Безусловно, она там есть, она там должна быть уже потому, что тоже была создана общими усилиями не одного поколения людей. Но мне кажется, шлифовка этих значений всё ещё не закончена.[1] Какие-то нюансы так и не состоялись, поэтому проще и где-то правильнее принять Младшие номерные as is, стать сторонником той или иной классической схемы, ориентироваться на видение автора/художника. А для многих нестандартных колод последнее — это в принципе единственный вариант корректной работы. Это разговор с автором, вы можете с ним не соглашаться, тогда колода вам не подходит и/или становится для вас нерабочей, можете признавать за его точкой зрения право на существование, а можете принять её всей душой. И всегда это будет зависеть от сходства взглядов на мир — вашего и автора.

В крайнем случае можно придумать свою собственную систему.

Младшие фигурные Арканы — Придворные карты, вызывают намного меньше вопросов. Их система, на самом деле, интуитивно понятна. Она не требует «подгонки» под личную мифологию, она прозрачна, потому что она говорит о людях. Если смотреть на выстроенный нами мир объективно, то ничего и никого кроме нас в нём и нет. Поэтому, хорошо или плохо, но в людях мы все разбираемся, у нас нет выбора; у каждого есть свои ассоциации с Придворными картами, с теми обобщёнными типами человеческих характеров / менталитетов / архетипов, что они изображают, но, опять же, все эти ассоциации верны, так как позволяют корректно работать с колодами.

Стоит только принять это, и проблемы трактовки перестают быть проблемами.

И в то же время, эта система гибка и многомерна. Бывает сложно её понять, когда мы не можем примирить своё понимание людей с мнением автора колоды. И всё же, и совершенно особое понимание всегда имеет своей базой некие общие представления, те, которые мы все, люди, разделяем. Поэтому Придворные и находятся в промежуточном положении; они правят своим миром, своей стихией, выраженной в Младших Арканах и с разрешения и одобрения Старших. Это Срединный мир, в котором живём мы, люди, и нам дана власть над своими действиями, чувствами, мыслями и социальными связями.

Если вынести за скобки те колоды, где традиционный набор Придворных карт заменён на что-то совершенно отдельное, то существуют две классические традиции того, кем изображать младшую карту в четвёрках Придворных — «девочкой», «мальчиком» или чистой стихией. На самом деле, это главное и принципиальное отличие. «Самая классическая» традиция требует, чтобы это был слуга дома или оруженосец Всадника, Рыцаря. Эта традиция восходит ещё к таким колодам, как например, Таро Монтеньи. Это то, что осталось от ряда социальных статусов, начинающегося нищим и заканчивающегося императором. Но, как я говорила, шлифовка Младших Арканов продолжается, и Придворные в этом смысле не исключение. Чем дальше от нас Восток, где социальная иерархия была основой общества, тем меньше мы хотим видеть на этой карте слугу. Кроули, и здесь я его заслуг не умаляю, сделал из этой карты стихию, огромную силу, переход от номерных карт (от Тузов и Десяток), переход из низшего мира в высший. А поместив сюда Принцессу (а не Принца), он, будучи интелем, руководствовался принципом симметрии. Это был его очень тайный мотив, и это был очень правильный мотив.

Для меня стихийность, сила этой карты неизбежно связывает её с Силой (и это уже моя личная мифология), и поэтому такой выбор персоны для меня вполне логичен. Привнесённые Кроули перемены пришлись по душе многим; кому-то больше понравилась идея «девочки», кому-то — «стихийности», но про оруженосца стали забывать всё больше.

——————————————————————

[1] Строго говоря, она и не для всех Старших Арканов закончилась. Например, очень сильно сейчас «плывёт» Пятнадцатый Аркан. Это связано и с тем, что многим Дьявол напоминает Рогатого бога (хотя это два совершенно разных персонажа), и людей это дёргает. И с тем, что христианское понимание дьявола разделяют всё меньшее количество людей. И наконец, с тем, что всё больше людей разделяют концепцию личной ответственности. И всё это приводит к тому, что общественное бессознательное пытается нащупать новый способ выразить значение этой карты, не прибегая к символу, который большинство из нас теперь не считает подходящим для этой цели.

 

 

раньше | к оглавлению | дальше