Младшие Арканы. Пятёрки

Формула:

5 Жезлов — +1/2 огня / действий/решений / огонь, раздуваемый воздухом.
5 Чаш — +1/2 воды / чувств/отношений / вода, спрятанная землёй.
5 Мечей — +1/2 воздуха / разума/творчества / воздух, нагреваемый огнём.
5 Дисков — +1/2 земли / ресурсов/транзакций / земля, орошаемая водой.

 

В Пятёрках пути достигают окончания и начала — первого и второго «ушка», соответственно. Здесь начинается возвращение к себе. Тема Пятёрок — переворот, переосмысление опыта, взросление, шаг в иную сторону, начало длинного пути испытаний. И всё это — не по своей воле, а по рисунку судьбы. Второй оттенок темы Пятёрок — неизбежность происходящего, зависимость от внешних обстоятельств. Избежать этого болезненного этапа выхода из подросткового периода нельзя, как нельзя одновременно и развиваться, и избегать взросления.

Пятёрка Жезлов. Огонь, раздуваемый ветром

Огонь, находящийся между землёй и воздухом, заключён в постоянный цикл, известный и навязанный извне. Цикл, правила которого были определены другими стихиями. Это игра по заданным правилам. Дать огню выйти из этого круга может лишь порыв ветра, достаточно сильный, чтобы костёр взвился до небес. Это будет лишь началом новой борьбы, и огонь, когда-то бывший совершенно свободным и живший свободой, вынужден будет приобрести форму и научиться самодисциплине. И тогда некая побудительная сила заставит его свернуть на новый путь. Цель увлечёт его и придаст ему сил.

Это карта превращения игры в противостояние с миром, применения игрового опыта к жизненным обстоятельствам. Карта возвращения, обретения — и, в первую очередь, расставание с иллюзиями «всё только начинается», «это ещё не по-настоящему», с некой беззаботностью или бездумностью, с периодом однозначности. Это нарушение равновесия во внешнем мире, что побуждает действовать, остановиться и оглянуться, сменить направление.

Пятёрка Жезлов говорит о том, что нечто, чему сразу сложно подобрать название, нечто, приходящее извне, даёт даже не толчок — удар. Человек замирает, будто поражённый молнией. Он не может дальше жить, как раньше или как все — в нём происходит изменение. Он отдаляется от тех, с кем был всё это время. Его уносит прочь, и расстояние всё растёт. И с увеличением расстояния разгорается огонь. Он всё больше ощущает в себе силу — идти наперекор, быть самостоятельным, действовать в одиночку. Изначальный огонь Туза здесь впервые помещается в форму. Ещё пока ощущаемый как нечто удивительное, как отдельная сила, изумляющая самого носителя. Но именно отсюда начинается «внутренний» путь огня, его взросление.

Со стороны это может выглядеть, как будто человек меняется из-за какой-то мелочи, но разом и удивительно сильно. Однако эта мелочь, скорей всего, незаметно для окружающих становится последней каплей. Иными словами, наступает трудно уловимый момент перехода количества в качество.

П.п. показывает, что порыв ветра был недолгим, одиночным, и огонь не успел разгореться по-настоящему. На короткое время почувствовав себя собою, человек возвращается к своей давней роли, становится таким, каким его привыкли и ожидают видеть.

Пятёрка Чаш. Вода, спрятанная землёй

Вода спускается под землю. Берега смыкаются, и воздух больше не уносит воду. Её путь продолжается в темноте, по подземному руслу. Она не видит цели, не видит света и может лишь продолжать путь несмотря ни на что. Не вера в себя или в будущее движет воду дальше, а инерция, внутренняя потребность движения, которая иссякнет в ней только со смертью. Однако именно этот последний резерв выведет её, в конце концов, на поверхность. Сейчас же впереди путь темноты — путь отдаления от потерь, путь перемен. Новый источник ждёт воду в конце этого пути.

Это карта необходимой перемены — путь от одного источника к другому, когда первый иссякает, но даёт жизнь второму. Путь в пустоте, темноте и одиночестве, когда всё прошлое уходит в землю и должно быть остановлено земле. Если вода медлит с уходом, она исчезает. Проходя через землю, она очищается от примесей, становится кристальной. Большие потери обернутся однажды новым приобретением. Это карта очищения от старого, освобождения места для нового. Боль потери станет причиной возрождения.

Пятёрка Чаш означает конец периода «бесконечных потерь»; закончится время ударов судьбы, расставаний, разочарований, разрывов; закончатся болезненный отношения, которые были как паутина, как силок, сеть; человек обретёт свободу, пусть поначалу это и будет свобода пустоты. Но со временем пустота заполнится любовью. Всё начнётся заново. Человек сейчас продолжает движение, но машинальное; и всё же с каждым шагом он оставляет прошлое всё дальше. Он поворачивается к потерям спиной. И он смирится, пройдя темноту; с каждым шагом он будет обретать часть прежних сил. Это также карта возвращения к себе.

П.п. означает, что человек не имеет сил уйти от потерь; связь не порвана окончательно, сеть ещё в значительной степени цела. Это плохой знак, это приведёт к полной темноте, к гибели или чёрствости, страху перед новыми отношениями.

Пятёрка Мечей. Воздух, нагреваемый огнём

Тюрьма воздуха спустя годы оказывается достаточно близко к поверхности, чтобы солнечное тепло стало нагревать её. И воздух тоже согревается, он постепенно становится всё больше в объёме, он подталкивает стены полости, а с другой стороны, сверху, её сушит солнце. И однажды потолок идёт трещинами, и, как из волшебной скорлупы, воздух вырывается наружу.

Прошедшие века изменили мир до неузнаваемости, здесь нет ничего известного, привычного. Пока воздух пребывал в летаргическом сне, всё то, что было ему знакомо, что имело значение и смысл, просто исчезло, сменилось иными вещами. Он оказывается на другой планете, в совершенно чуждых условиях. Будто обманом его перенесли в другой мир, отняли всё, что у него было, на что он надеялся, к чему хотел вернуться, что ожидал увидеть. За его спиной — разрушенный дом-тюрьма, прошлое, в которое не вернуться, машина времени, работающая только в одном направлении. И всё же у него кое-что осталось — знания, считающиеся утерянными, опыт, забытый остальными века назад, результаты размышлений, на которые потрачены годы одиночества. Сейчас, вырванный из сказочного безвременья, он вынужден начать пусть с начала — но не с нуля.

Это карта полученного дорогим путём трагического опыта, опыта, полностью развеивающего иллюзии о мире, вырывающего из скорлупы маленького мирка, пусть замкнутого, но, откровенно говоря, отлично сохраняющего покой, дающего все условия для самопознания. По иронии судьбы этот мирок разрушается от искреннего желания его обитателя выйти на волю. И волю он получает, а с ней — и бесценный опыт. И остаётся ещё более одиноким, чем был.

Пятёрка Мечей — карта внезапного столкновения с истинным ликом мира. Столь неожиданным, разочаровывающим, что человек чувствует себя обманутым, лишённым всех иллюзий. Но, как говорится, те потери, что нас не убивают, делают нас сильнее. Переживший такой опыт, вынужденно меняется, впредь становится осторожнее, а иллюзии его горят — горят мосты к прошлым заблуждениями, и он идёт вперёд, потому что другого пути не остаётся. Эта карта означает, что в духовном пути человека начинается новый этап. Как и у Чаш, у Мечей их двойственность выражается в невозможности возвращения к прошлому, потому что прошлое полностью разрушено противоречиями, в которых заблудилась стихия. И восстановление равновесие возможно, только если всё начать заново, стереть наброски, рисовать с чистого листа, решать задачу другим способом. Жезлы и Диски здесь предполагают бо́льшую последовательность, их нынешнее положение вырастает из прежнего, как дерево берёт силу у своих же опавших прошлой осенью и удобривших землю листьев.

П.п. говорит о вечных сокрушениях об утраченном, попытке жить среди развалин, в призрачном доме иллюзий прошлого. Раньше его стены хотя бы были «материальными» для жильца, благодаря искренней вере последнего в их незыблемость. Сейчас это — осознанный самообман.

Пятёрка Дисков. Земля, орошаемая водой

Спор огня и воды заканчивается победой последней. Живая часть земли впитывает воду и избавляется от воздействия огня. Но эта часть мала; самая же суть земли, бо́льшая её часть ни к чему непригодна. Сформированная огнём, ныне она просто испорчена и тащить её с собой невозможно, это мёртвый груз. Лишённая практически всего прошлого, земля вступает в новый оборот, ищет собственную форму; чем мягче она становится, тем больше зависит от воды, обещающей новую жизнь.

Это карта «непригодного» прошлого, которое уже просто-напросто исчезает. Выйдя за границы тюрьмы, покинув крепость, человек отправляется в путь. И если раньше крепость определяла его, то теперь нет ничего. Он ищет нишу, хотя бы временный приют. Он заглядывает в лица людей, стараясь понять, каким его видят, ища понимание самого себя. Здесь он находится в зависимом положении. Если он не будет искать доброго отношения, не будет верить, что заслуживает его, то умрёт от холода под горящими окнами. От отношения других он зависит и только с этих отношений может начать путь к новому себе, к новым связям и новым, уже самостоятельно выбранным ролям. Можно сказать, что так ребёнок, старающийся быть таким, каким его желают видеть родители, превращается в подростка и начинает путь в мире, где будет искать другие образцы, своё собственное племя. Это долгий и трудный путь, но при вере, терпении и смелости, он будет закончен.

Пятёрка Дисков — карта длинного пути, на котором человек зависит от других и не должен бояться просить помощи. Это карта всех зависимых социальных ситуаций — поиска работы, соискательства степени, прохождения экзаменов, начала обучения, иных испытаний. Ситуации получения того, что станет свидетельством наступления нового статуса и утери предыдущего. Это также карта всех состояний, когда человек нуждается в помощи других, скорей всего, бескорыстной. Карта перемен, может в чём-то и добровольных, но прежде всего случившихся потому, что иначе и быть не могло. И карта времени, когда ложная гордость должна быть забыта, но достоинство сохранено.

П.п. говорит о том, что человек не справится с переменами, не найдёт верной линии поведения в такой ситуации, не изменится сообразно новым условиями. Путь окажется слишком тяжёл. Прошлое будет либо бессмысленно отброшено полностью, либо повиснет мёртвым грузом. П.п. говорит о негибкости и неспособности к обучению или о неумении доверять самому себе.

Таро Лабиринта и Игры

Время — поздняя Античность, начало новой эры, закат первой цивилизации Европы, смешений культурного центра севернее, а в остальном мире — все ещё безвременье.

Жезлы. У Анны Саксе в «Сказках о цветах» есть рассказ про гладиолус. Два фракийских воина по воле судьбы стали гладиаторами. Однажды им приснился сон, что они вышли сражаться друг против друга и каждого из них вдохновляет красивая римская девушка, обещая за победу свободу и любовь. И буквально в тот же день они встретились с этими девушками, двумя сёстрами, дочерями римского полководца. Отец был не в восторге от ситуации и быстро нашёл решение, как избавиться от фракийцев. Он объявил битву между ними, а победителю обещал свободу. И вот гладиаторы вышли на арену и приготовились вступить в бой, но в последний момент вспомнили, кто они, и воткнули мечи в песок. И были убиты по требованию толпы, лишившейся зрелища. Но их мечи зацвели, и так появились гладиолусы.

Эта сказка в точности описывает ситуацию Пятёрки Жезлов: выход из чужой игры, возвращение к себе, чего бы это не стоило. Мне нравится этот сюжет (как бы далёк он не был от исторической реальности). Поэтому карта представляет собой арену, где бьются два гладиатора — один с мечом, второй с сетью и трезубцем. И вот первый воткнул меч в песок. Почти наверняка это означает для него гибель; а с другой стороны, может быть именно с таких жестов начинались бунты рабов.

Чаши. Несколько домов на берегу реки в огне, видны силуэты всадников и лежащих на земле тел. Под берегом, у самой воды сидит съёжившаяся молодая девушка, её одежда порвана, голые ступни изранены, на ногах — засохшие струйки крови.

Мечи. У пещеры в песчаниках бородатый человек в рубище собирает в ветхий мешок нехитрый скарб — деревянные плошку и ложку, нож, пару свитков. Полуденное солнце жарит и слепит ему глаза. Сегодня он отправляется прочь отсюда, назад — к людям.

Диски. Китайский экзамен на степень «сюцей»: несколько молодых людей пишут сочинение. Для кандидатов это самое первое испытание, даже его прохождение очень почётно, но если хочешь идти дальше, придётся стать лучшим ещё не раз. Да и служба, к которой они стремятся, тоже будет ещё тем испытанием. Но это их выбор, выбор долгого и трудного, но их собственного пути.

 

 

раньше | к оглавлению | дальше