Мир

monde_21 monde_dodal

Также называемый Венком волхвов, Мир — Двадцать первый и последний из Старших Арканов. Он расширяет символизм предыдущего Аркана, где венок из роз замещён венком из лавра, что можно найти на рисунке Давида Лэньё, на котором Делатель поражает гидру. Здесь картинка показывает нам Тельца, Льва, Ангела и Орла. Нимфа, помещённая в центре венка, держит в правой руке сосуд, а в левой жезл. Существуют различные версии этой части карты, они затрудняют символический анализ цветов. Функцию Ангела мы приводили в комментарии к Atalanta fugiens: он обеспечивает доставку майской росы. Остаются Орёл и Лев, что неразделимы [см. Atalanta, XLIV и Introïtus, VII Филалета]. Один из кессонов замка Плесси-Бурре (замок на Луаре, построен в 1473 году) показывает нам эту картинку иным образом [см. «Две логики алхимии», Канеселье: Битва Орла и Льва]. Вдобавок многочисленны Адепты, импровизирующие с этой аллегорией: Николя Фламель, на Кладбище Невинных (одно из самых старых кладбищ Парижа) или же Филалет, как о том говорится в трактате Дома Пернети:
«… Каждая сублимация есть орёл; и хотя семи достаточно, можно увеличить их до десяти. И таким образом когда они [алхимики] говорят, что нужно положить семь орлов на битву против льва, мы не должны понимать, что нужно взять семь частей ртути, или летучего вещества, на одну часть льва, или твёрдого вещества, но что наша ртуть сублимируется и поднимается семь раз.» [«Две логики…», стр. 230] Напомним, мы отмечали это в humide radical métallique, что Орёл, символически, — единственное животное, способное смотреть на Солнце, не мигая. Таким образом, кажется, что пара Орёл-Лев подводит итог серии операций, следующих друг за другом и вытекающих друг из друга, проходя от знака Льва до знака Весов. Было бы достаточно приглядеться к медальону в форме лаврового венка, который окружается нимфу. Комментаторы видели там «une mandorle» (овал с изображением Христа во славе), овал в который вписывают священных персонажей, таких как Христос, Богоматерь и т.п., в сиянии вечной славы. Когда узнаешь, что геометрическая форма этого мистического медальона приближается к ромбу, догадываешься, что, в то же время, мы держим наш Философский камень, поскольку изумруд Философов ограняют в форме ромба (см. «Изумрудная скрижаль»). Мы трактовали этот мистический медальон в двух разделах: Atalanta, XLVII; Entretiens de Calid à Morien. Канселье рассматривал его, в свою очередь, в главе «Древо алхимии», в «Алхимии», в «Этюдах об алхимическом символизме». На этом этапе будет небезразлично узнать, что медальон, символ невинности Девы Марии, упоминается в выражении vesica piscis: рыбий пузырь; замыкая, таким образом, кольцо алхимического зодиака. Сблизим, наконец, двадцать первую карту и одну из наиболее любопытных картинок «Священной книги Авраама Еврея», показывающею Vierge enceinte (Деву) заключённой в медальон цвета золота; слева вверху фигура Зевса и звёзды, являющиеся репликой нашего ангела; слева внизу — лернейская гидра с телом собаки, с девятью змеиными головам и хвостом дракона: она является итогом битвы, которая так давно длится между Львом и Орлом. Это не всё: заметим, что изображение этой Девы, или нимфы, на Двадцать первом Аркане не статическое, а динамическое: пеплум, размещённый на её плечах, род «phylactère muet» (слова, выходящие в форме ленты изо рта персонажей на средневековых гравюрах, аналог «пузырей» со словами в современных комиксах), поднимается неким дуновением и намекает на вихревое движение, это последний и окончательный знак старой Ртути. Мы теперь можем снова интерпретировать символические фигуры трёх животных и ангела, чтобы найти здесь следующие соотношения: Воздух — Ангел, Земля — Бык, Вода — Орёл, Огонь — Лев. Эти соотношения не случайны; во «Всеобщей истории» Диодор Сицилийский говорит о паводках Нила как об орлах. Другие соотношения не представляют особой проблемы. В предисловии мы указывали, что «Словарь символов» [стр. 642-643, Laffont/Jupiter, éd. 1982] упоминал лошадь, тогда как, нужно отметить, быка мы уже установили интуитивным методом. Это соответствие между землёй и быком объясняется следующим образом: мы полагаем, что бык заключается себе хтонические силы; для многих народов бык держит вес Земли. Но всё не так просто: бык равно связан с грозой, дождём и Луной. Последний пункт объясняется астрологическими резонами: знак Тельца понимается современными халдеями как момент самой высокой точки Луны. Кроме того при должном уровне воображения можно увидеть, что рога быка формируют половину лунного диска, посвящённого Диане-Артемиде. Наконец, первая буква еврейского (иврита) алфавита, Алеф означает быка. Мы увидели также фигуры четырёх Евангелистов по углам карты Мира: изображение четырёх евангелистов в христианских постройках (в форме скульптур, фресок, мозаик) встречается часто. Можно найти их изображёнными в человеческой форме, держащими или пишущими их Евангелия, но чаще всего они принимают символическую форму, тогда они все представлены с крыльями, а трое из них имеют зооморфную форму. Речь идёт о «тетраморфе». Иоанн принимает образ орла, Лука — крылатого быка, Марк — крылатого льва, а Матфей — крылатого человека, похожего на ангела.
21-germigny7
Западный тимпан церкви Аббатства Флёри
Мы можем дистанцироваться от четырёх евангелистов в их человеческой форме; вот, например, монахи, переписывающие Евангелия, с символами евангелиста: Марк слева внизу смотрит на голову льва, Лука снизу справа смотрит на голову быка. Возможно, лучше понять идею этой символической ассоциации можно, рассматривая свод архиепископской часовни в Равенне:

  22-aigle_jean
Орёл — Иоанн
 
23-marc_lion
Лев — Марк
24-voute_ravenne
Четыре евангелиста (купол)
25-matthieu_ange
Ангел — Матфей
  26-luc_taureau
Бык — Лука

Откуда приходят эти соответствия? Взгляните на Figures Hiéroglyphiques с целью использования этих символов в алхимии. В видении пророка Иезекииля мы читаем описание алого сверкающего огня, который напоминает наш мистический овал с четырьмя человеческими головами: все четыре имеют справа лицо льва, слева — лицо быка, и посредине — лицо орла. Также находим эти соответствия в Апокалипсисе Иоанна: четыре сущности, окружающие трон Бога; первое животное похоже на льва, второе — на тельца, третье имеет человеческий лик и четвертое похоже на орла с раскинутыми крыльями… а св. Иероним даёт объяснение этим соответствиям: человек относится к Матфею, поскольку тот начинает своё Евангелие с описания предков Иисуса (от Матфея 1, 1-17), лев к Марку, поскольку в первых строках его текста упоминается «голос, вопиющий в пустыне», которые может быть лишь львиным рыком (от Марка 1, 3), бык, преимущественно жертвенное животное, — к Луке поскольку рассказ о жертвоприношении в Иерусалимском храме Захарией помещён в начале этого Евангелия (от Луки 1, 5), орёл — к Иоанну, потому что этот евангелист достиг вершин доктрины как орёл достигает горных вершин. Ещё в рассмотрении этих соответствий интересно древнее, дохристианское происхождение: число четыре играет центральную роль (четыре сезона, четыре стороны света…). Они также могли испытать влияние четырёх стражей мира или четырёх держателей неба, расположенных по четырём углам небесного свода в Древнем Востоке, рисунков, которые основаны на зодиакальных созвездиях «креста» — Тельце, Льве, Скорпионе и Водолее (Скорпиона заменяют на орла, Водолея на человека).
«Это четвертичное распределение берёт своё начало от четырёх элементов, от дуализма между силами дружественными и недружественными человеку: Огня (бык) и Воды (человек) против Земли (лев) и Воздуха (орёл) (что есть аллюзия на распределение между плохими и хорошими временами года). [http://jfbradu2.free.fr/mosaiques/germigny/evangelistes.htm]
Мы сделаем некоторые замечания — см. примечание — что нельзя относить стихию Воздуха к Орлу, который в кабале отнесён к Воде. Также: версия Додаля кажется более верной, нежели версия Нобле, Николя Конвер же придерживается исходного варианта [см. уточнения].

раньше | содержание | дальше