Алхимическое Таро. 2. Отрывок из «Зеркала Магии» Курта Зелигманна

Эксперты Таро настаивают однако на том факте, что Ату, или Старшие Арканы, или козыри, имеют возраст ещё более древний и восходят к Античности. Отправная точка этой теории была предоставлена учёным Куром де Жебеленом (Антуан Кур де Жебелен, 1719 или 1725-1784, учёный, масон, оккультист, астролог), написавшим в 8-ом томе «Первобытного мира» следующее: «Если бы довелось нам узнать, что существует в наши дни книга Древнего Египта, одна из тех, что избегла злонамеренного разрушения, книга об учении наиболее достоверном и интересном, без сомнения все бы страстно желали ознакомиться с этой книгой, столь экстраординарной и ценной».
Эта египетская книга, согласно Жебелену, и есть Таро. [Нужно учесть, что Пернети придёт в голову та же мысль в отношении египетских и греческих мифов и что он будет отстаивать различные парадоксальные утверждения вплоть до того, что всё золото пирамид и тамплиеров имело алхимическое происхождение.] Античное знание выжило, говорит он, потому, что было искусно скрыто под маской игры. Фривольный характер последней спас знание от варваров, невежества и прочих разрушительных сил. Во времена Жебелена вектор интереса сместился к Египту, литература которого была ещё не расшифрована, а материальная культура не исследована. Египет был страной тайн. Чтобы понять его цивилизацию, нужно было обращаться к старым авторам — Плутарху, Геродоту, Ямвлиху. Недостаток доказательств создал возможность для предположений, и Жебелен, уведённый в сторону своим воображением, был убеждён, что Таро ни что иное как не скреплённые листы книги Тота. Гермес-Тот, предполагаемый автор наиболее древних герметических книг, тот, кого алхимики именуют Великим Магистром, был возведён Жебеленом в ранг изобретателя Старших Арканов Таро. Он был превращён в изобретателя магии, языков, письменности и искусства рисунка: согласно легенде, он раскрасил всех богов. Его дневник мистических исследований был назван «A-Rosh», «А» означает учение, «Rosh» — начало. Изображения «A-Rosh» стали источником для карт Таро и для самого слова «Таро», говорит Жебелен, происходящего от «Tar» — «дорога», и «Ro» или «Rog», — «королевский». Таким образом, «Таро» обозначает «Путь Королей» [прямым соответствием было бы, очевидно, «Королевское искусство» или «алхимия»]. Теории Жебелена строились на слабом основании, но они пробудили интерес к египетской цивилизации, а спустя пятнадцать лет после публикации «Первобытного мира» одно открытие рассеяло тени. В 1799 в Рашиде, рядом с Нилом была найдена чёрная базальтовая плита; на ней было три надписи, первая — иероглифическая, вторая демотическая, третья на греческом (т.е. Розеттский камень — http://ru.wikipedia.org/wiki/Розеттский_камень). При сравнении трёх текстов, которые оказались идентичными, Шампольон (1790-1832, французский археолог-египтолог) установил, после столетий полной тайны, первый научный контакт со старым иероглифическим письмом. Под влиянием Жебелена большинство авторов книг по магике утверждали, что Таро имело египетское происхождение. Цирюльник д’Алльетт (ок. 1750-1810, более известен нам как Эттейлла: фр. Alliette <-> Etteilla) опубликовал серию эссе о знаменитой колоде, под псевдонимом д’Эттейлла [О. Канселье говорит о нём в своей «Алхимии», в главе «Очистительный Огонь и его Посланник апокалипсиса», см. раздел «Телохранители/Gardes du corps». Алльетт написал «Семь Замечаний к Философскому труду», о которой говорит Дюжоль в «Гипотезе», см. Mutus Liber, где мы приводим текст Magophon — то есть Дюжоля, в комментариях]. Он взялся восстановить изначальную форму рисунков Таро, которая была искажена гравёром Жебелена.

11 temperance_versions
Рисунки 231-234 слева направо

Алльетт в своём стремлении скорее художественном, чем научном украшает их согласно вкусу своей эпохи (рис. 231), но он даёт им также новые и достаточно нетрадиционные атрибуты и добавляет колоде связь с астрологией и кабалой [внимание: необходимо здесь разделять кабалу теософическую и Каббалу иудейскую от кабалы герметической, применяемой в алхимии. Фулканели описывает правила последней в «Тайне соборов»]. Любопытно, что в то время как оккультисты полагают и заявляют, что истинное тайное знание воспроизводит себя непрерывно в течение тысячелетий, традиция, которую они представляют, разрушается и деградирует.
Они, кажется, забывают, что их дурные привычки родились раньше них и что, исходя из этого превосходного довода, никакая доктрина не смогла бы дойти до нас в своей изначальной форме. Если некая эзотерическая мудрость некогда и существовала, она была трансформирована так, что создатели не признали бы её в версии Алльетта, гордеца-цирюльника, решившего исправить и восстановить колоду Таро «покартно», для этого кое-что исключив, а кое-что прибавив к тому виду, в котором она обрела славу. Он модифицировал порядок следования карт, относительно которых заявлял, что они были самыми древними и потерялись в процессе перемещения колоды от Египта к Европе; короче говоря, он внёс в эту последовательность тотальную путаницу. В течение девятнадцатого века «реформы» Алльетта были уничтожены, и древняя колода была восстановлена, хотя ни один оккультист не мог удержаться от украшения персонажей Таро каким-нибудь своим творением. Освальд Вирт (1860-1943, французский художник и оккультист), ученик известного Станисласа де Гуайата (1860-1897), изменил картинки Таро так же, как Жебелен, веря, что исправляет ошибку гравёров. Вирт сделал к рисункам Жебелена многочисленные добавления, которые не имели иного основания, кроме фантазии автора (рис. 232). Если мы сравним его Умеренность с оригинальным рисунком (рис. 233), то увидим, что там, сверяясь с модой, что была в чести у эпохи, он нашёл правильным дать аллегорию на золотое дно и поместить цветок там, где ранее был маленький кустик. Вирт представляет два кувшина, сходных с изначальными, сделанными из разных металлов, один золотой, другой серебряный [как мы указываем это далее, речь идёт о двух природных металлах и Молоке Девы]. Примитивные цвета, блестящие и воздушные в этой новой колоде козырей заменены оттенками — лососевый, бледная охра, приглушённый зелёный и небесно-голубой. По меньшей мере два мага девятнадцатого столетия одобрили эту модифицированную колоду, Гуайата и Папюс, опубликовавшие её в своих трудах. Карты Вирта были отмечены арабскими цифрами, вместо традиционных римских, а кроме того содержали еврейские буквы, чьё нумерологическое значение соответствовало нумерации карт.
Жерар Анкосс, известный в литературе под псевдонимом Папюс (Papus; 1865-1917), посчитал необходимым начать свою книгу о Таро с личного введения в кабалу; Станислас де Гуайата составил свой оккультный трактат «Змей Генезиса» в соответствии с числами и кабалистическими изображениями Таро. Четырнадцатый раздел говорит об Умеренности. Он проиллюстрирован Четырнадцатым Арканом — Умеренностью — и рисунок выдаёт руку его секретаря Освальда Вирта. Альфонс-Луи Констан, также известный как Элифас Леви (1816-1875), также допускал кабалистическую интерпретацию Таро. В своём ярком произведении о догматической и ритуальной магии он использует буквы иврита и арабские цифры для обозначения глав. Другие чудеса были добавлены в колоду Таро с началом двадцатого века. Миссис Джон Кинг ван Ренсселер опубликовала в 1911 великолепную книгу «Карты для гадания, обучения и игры», обширный труд, посвящённый «Королевскому Пути». Колода, пишет она, происходит от старой практики гадания на магических палочках, фишках или стрелочках, бывшей в ходу в Египте, Греции и Вавилоне. В старинных залах египетских храмов изображения, которые сегодня мы находим на картах Таро, украшали все четыре стены. Жрец бросал пучок палочек на алтарь:
«Падая, они создавали рисунок, схожий с настенной росписью, и так как последняя представляла собой практический все события жизни, указания богов немедленно интерпретировались жрецами, которые доказывали таким образом, что Тот действительно был богом речи…» (Во французском здесь игра слов — «богом речи»=«говорящим богом» ).
Четыре фигуры, которые не входят в число Ату, король, королева, рыцарь и валет, могут быть сближены с четырьмя вырезанными на магических палочках фигурами. Эти символы представляют собой отца, мать, ребёнка или детей и домашних слуг, всех людей, для которых пророк хотел получить предсказание. Миссис ван Ренсселер заключает, что во времена упадка и гонений жрецы покинули храмы и тайно унесли с собой настенную живопись в виде рисунков Таро, с помощью которых они продолжали давать предсказания верующим. Из Египта жрецы отправились в Италию знаменитой дорогой зерна, соединяющей Александрию и Стойки недалеко от Неаполя. Эксперты Таро желали во что бы то ни стало, даже притягивая некоторые аргументы за уши, соединить колоду с гадательным искусством античности. Они оправдывали это желание, утверждая, что знатное происхождение добавило бы Таро почтенности. Такая предосторожность не кажется нам необходимой, с этим славным родством или без оного карты Таро привлекли множество людей и соблазняют и тех, кто не знаком с их замечательной историей.
Двадцать два Старших Аркана названы Человеком и соотносятся с ним — с его желаниями, страхами, мудростью и делами, добротой и злобой, так же как и с физическим телом. Целый мир заключается в человеке, «человеческий элемент» отсутствует только на двух картах — Колесе Фортуны, Десятом Аркане, где животные лишь карикатура на человека, и Восемнадцатом Аркане, Луне, где два астролога шестнадцатого века были заменены собакой и волком, воющими на луну. Это также две карикатуры на человека. Этим свойством карты Таро похожи на изображения соборов, живопись, скульптуры и витражи, выражающие — и они тоже — идеи человеческой формы. [Это размышление фундаментально, поскольку оно показывает, что, по примеру барельефов Нотр-Дам де Пари, козыри Таро могут служить поводом для алхимической интерпретации, оставаясь в одном ряду с наиболее ортодоксальными идеями герметизма]. Но мир соборов — небесный, мир Таро — земной. Таро — это отношения между человеком и земными вещами. Собор — между человеком и небом. [Легко показать этот парадокс, рассматривая козырь Таро или барельеф как духовный предмет, обитель философскую по отношению к части целого, так же как это описывает О. Канселье, когда возвращается к труду своего учителя]. Два рода изображений, религиозные и простые, отпечатываются в душе. Они мнемонические. Они содержат обширный комплекс идей, которые, выраженные на письме, заняли бы целые тома. Эти изображения могу быть «прочитаны» неграмотным так же хорошо, как и эрудитом. Средние века разработали мнемотехнику, гениальную систему помощи памяти. Мнемотехника обучала вспоминать и сравнивать вещи более сложные, более вариативные. Именно с этой целью Раймонд Луллий (1232-1316, средневековый мистик, поэт, философ, алхимик) (http://herve.delboy.perso.sfr.fr/lulle_clavicule.html) [ см. «Искусство памяти» Франса Йетса, Рутледжа и Кегана, Лондон, 1699, в переводе издательства Gallimard] написал своё «Ars memona», а ещё схожие базовые идеи являются основой странной книги «Ars memorandi», опубликованной к 1470 году. Её автор поставил себе трудную задачу выразить картинкой все сюжеты четырёх Евангелий. Для каждого Евангелия он выбрал фигуру: ангела, тельца, льва и орла, эмблемы Евангелистов [речь идёт о последнем козыре, Двадцать Первом, представляющем Мир. В «Словаре символов» Жана Шевалье, Алана Гербранта, издательства Laffont/Jupiter, 1982 для данного сюжета была допущена ошибка, когда авторы заменили тельца лошадью]. Он изобразил на рисунках небольшие сцены, объекты, аллегории и символы библейского окружения. Эти виньетки — столь разнообразные — были ничем иным как логическим и мнемоническим продолжением рассказов; вспоминая все картинки, неграмотный, предположительно, мог уложить в памяти весь Новый Завет. Для нас такая визуальная память кажется необычной, но она не была чем-то экстраординарным в те времена, когда лишь немногие умели читать и писать и когда картинки играли роль письменных текстов. Карты Таро, через их мнемонический характер, приближаются к изображениям «Ars memorandi», и если мы принимаем традицию, согласно которой детали Арканов, их украшения, атрибуты, цвета и прочее есть именно символы, то эти карты должны были содержать значительное число элементов, предназначенных для памяти. Но какие именно воспоминания они должны вызывать? Разница состоит в том, что «Ars memorandi» отсылают к хорошо известным библейским текстам, тогда как Таро ставит нас перед лицом загадок. «Королевский Путь» ведёт нас к территории, где мы сталкиваемся с нашим подсознанием. Рисунки Таро — это стереотипы, но то, что они внушают, находится в непрерывном движении. Они выражают не установленную доктрину, они ведут не к догме. Напротив, они освобождают нас от таких связей. Эта свобода может иметь психотерапевтический эффект, как это утверждают некоторые современные учёные, но прежде всего она высвобождает способности, которые были задавлены в нас условностями и повседневностью. Таро стимулируют нашу способность к воображению. Не существует ключа к Таро, но существует столько же интерпретаций, сколько людей, общающихся с картами. Таро, повторимся, не манипулируют теориями и доктринами, они интерпретируются с помощью естественного умения, данного одновременно и профану, и посвящённому. Маги девятнадцатого столетия пытались привнести в систему Таро эзотерическую доктрину, схожую с герметизмом. Их предположения могут быть оправданы как реакция против ничтожности и чрезмерного оптимизма их современников. Но их самонадеянность была, если можно так выразиться, «антитаротической», и ей не хватало добродетели, которую мы находим во многих картах Таро, мы говорим о чувстве юмора и иронии. Они заявляют, что их предположения являются истиной, с исключительной пророческой силой, присущей любому противоречию. Они квалифицируют как «возвышенные тайны мудрецов» то, что мы описали просто как извечные человеческие черты. Если желание установить непременную догму в Таро является ошибкой, такой же ошибкой является и желание изменять или «корректировать» рисунки, которые имеют вневременные прототипы. Прекрасные козырные карты ниоткуда не следуют, и это, несомненно, одна из привлекающих черт колоды. Реформировать их с целью адаптации к догматическим выражениям исчезнувшей цивилизации означает лишить их постоянных значений. Этот тип коррекции не был востребован теми, кто на протяжении веков нежно любил эти рисунки и продолжал видеть в них чудо. Как и астрология, Таро предлагает метод для предсказания будущих событий и познания человеческих характеров. Но Таро не переносит научный аспект астрологии. [Хотя, основываясь на работах по изучению статистических данных применительно к астрологии, мы не увидим абсолютно никаких возможных общих черт — или положения вещей — между наукой и астрологией, в общем, поднимать этот вопрос не имеет даже смысла]. Будущее, говорят гадатели на картах, не может быть расшифровано математически, астрологи пытаются обнаружить вселенский порядок с помощью подсчётов и абстракций и взывают к этому напрасно, как напрасно воющие собаки взывают к безразличной луне. Прорицатели, использующие Таро, со своей стороны, исследуют будущее с помощью интуиции, пророческих изображений, скопированных с образов на стенах пещеры подсознания. Их усилия, с этой точки зрения, имеют немного общего с герметизмом. Их социальный элемент, по сути, диаметрально противоположен. Герметизм изолирует интуицию, Таро же — это средство коммуникации.
Герметизм занимается своим собственным благополучием или самосовершенствованием; гадатель на картах собственно озабочен тревогами своего вопрошателя. Чем выше поднимается мастер герметизма по ступеням посвящения, тем более он становится равнодушен к событиям жизни; адепт Таро хочет знать, что происходит здесь, внизу, как сверхъестественное действует на человека: он обеими ногами стоит на земле.

12 valet_baton 13 reine_epee
Жезлы — Мечи

Пятьдесят шесть обычных карт, или Младшие Арканы, разделяются на четыре масти: Жезлы, Мечи, Диски, Чаши, и нумеруются от одного до десяти, плюс четыре придворные карты: Король, Королева (дама), Всадник и Валет (паж). Здесь можно было бы различить четыре группы средневекового общества: крестьянство обозначено жезлами (палками); знать — мечами; торговцы — золотыми монетками, и духовенство — чашами или кубками.

14 cavalier_denier 15 roi_coupe
Диски — Чаши

В таком виде эти карты напоминают наши современные колоды. Они были изначально, без сомнения, отделены от Старших Арканов, которые формируют особую последовательность. С другой стороны, эти две категории не так-то легко соединить друг с другом. Вот двадцать две карты козырей, или Старших Арканов:
1. Фокусник, или Хозяин удачи (ныне мало используемое слово Pagad, которое традиционно возводится во французской мантической традиции к мифической восточной колоде и восточным языкам, где «Pag означает на Востоке «глава, хозяин, господин», и Gad означает «фортуну, судьбу, удачу» ): за своим столом он демонстрирует фокус.
2. Папесса: женщина в тиаре на троне.
3. Императрица: женщина со скипетром.
4. Император: мужчина в короне, на троне, изображённый в профиль.
5. Папа: благословляющий двух коленопреклоненных людей.
6. Влюблённые: молодой человек меж двух женщин; сверху — Купидон с луком.
7. Колесница, запряжённая двумя лошадьми, везущая короля, героя.
8. Справедливость: аллегория, женщина с весами и мечом.
9. Отшельник: старик с фонарём и палкой.
10. Колесо судьбы, вращаемое тремя животными.
11. Сила: женский персонаж, заставляющий льва раскрыть пасть.
12. Повешенный: персонаж, подвешенный на виселице за ногу.
13. Смерть, срезающая головы и конечности.
14. Умеренность: женщина, переливающая жидкость из одного кувшина в другой.
15. Дьявол с двумя приспешниками.
16. Храм (Божий дом): люди, низвергнутые огнём или молнией с разрушающейся крыши.
17. Звезда: женщина по колено в воде, выливающая жидкость из двух кувшинов. Сверху над ней восемь звёзд.
18. Луна: две воющие на луну собаки, в водоёме мы видим Рака (поскольку это дом Луны).
19. Солнце: два ребёнка перед стеной, солнце над ними.
20. Суд: дующий в трубу ангел, сцены воскрешения.
21. Мир: обнажённая женщина в венке из листьев, в четырёх углах — эмблемы Евангелистов.
Аркан без номера, Дурак, или оправдание; одетый как шут, несущий узелок на палке или ковше, он идёт в мечтательном настроении, не беспокоясь о собаке, кусающей его за бедро.
Вот полный список прямого значения карт согласно Папюсу.
Старшие Арканы. Для них мы приводим только непосредственное значение.
1. Фокусник: исследователь, Бог, авторитет, активное мышление, дипломатия, все ближайшие к Фокуснику карты важны для понимания направления расклада.
2. Папесса: исследовательница, для женщин те же значения, что и Фокусник, их наука, тайна, сосредоточение, отдых.
3. Императрица: инициатива, действие, любовь, семья.
4. Император: воля, провидение, разум, управление.
5. Папа: вдохновение, руководство, священник, адвокат.
6. Влюблённые: страсть, свобода, объединение, согласие.
7. Колесница: триумф, защита провидения, ум, независимость.
8. Справедливость: правосудие, ответственность, справедливость.
9. Отшельник: мудрость, благоразумие, инициация, мистика.
10. Колесо судьбы: судьба, время, удача, расположение.
11. Сила: сила, усилие, работа, смелость, терпение.
12. Повешенный: жертва, испытание, дисциплина, повиновение.
13. Смерть: смерть, возрождение, непрерывность, человечность / человечество.
14. Умеренность: экономия, сдержанность, целомудрие, спокойствие.
15. Дьявол: болезнь, большая сила, неудержимая импульсивность, насилие.
16. Храм: руины, разочарование, возмездие, унижение.
17. Звезда: надежда, небесное влияние, красноречие, естественная жизнь.
18. Луна: опасность, враги, ложные друзья, предательство.
19. Солнце: брак, счастье, открытие, духовное озарение.
20. Суд: трансмутация, изменение, пробуждение, выздоровление.
21 или 22. Мир: успех, гармония, удовлетворение, совершенствование, выздоровление.
23. Дурак: безумие (глупость), вдохновение, посвящение, доверие, энтузиазм (этот Аркан в принципе сознательно лишён номера)
(Выше я привожу дословный перевод названий, это принятые во Франции наименования Старших Арканов. Далее в тексте я обычно использую те названия, что более распространены у нас… ну или нравятся мне лично.)
Сложно оставить Таро без более детального изучения по крайней мере одного Аркана. Возьмём первый — фокусника.

16 bateleur_aleph
Рисунки 236-238 слева направо

Его номер первый, к которому в современных картах добавилась еврейская буква Алеф. Почему престидижитатор стоит во главе волшебной колоды? [Зелигманн уточняет, что первый козырь Таро также называется «pagad», таинственной слово, происходящее, согласно Парравичинио, от слова «paghead», что значит «удача (судьба)». Итальянцы интерпретировали это слова как «bagatto» — «savetier» («сапожник»), на столе которого мы видим шило и другие рабочие инструменты]. Это для того, чтобы указать, что вопреки усилиям, которые мы предпринимаем, чтобы понять порядок вещей, мы остаёмся жертвой иллюзии? В кабале Алеф выражает дух живого Бога. Присвоение числа один Фокуснику могло бы сойти за кощунство, Фокусник был недругом учёного и мага, потому что своей ловкостью имитировал волшебство и порождал в людях скепсис. Однако некоторые прорицатели идентифицировали через кабалу персонажа с духом Бога. Буква Алеф, говорили они, написана в позе тела Фокусника, его торс развёрнут вбок и назад, и он поднимает одну руку, тогда как вторая опущена. Он есть Алеф, дух хозяина вселенной, которая расстилается перед ним, как стол фокусника. Все предметы творения собираются вокруг него, как вещи фокусника. Он определяет вверх и них, утверждая также учение Гермеса Трисмегиста, согласно которому всё в нижнем мире — по образу того, что есть в небесах, и человек, микрокосм, содержит все элементы вселенной; изучение человека даст нам понятие обо всех чудесах творения.
Интерпретация, которую даёт Кур де Жебелен фокуснику, весьма сдержана и несёт отпечаток пессимизма учённого времён до Революции. Колода, говорит он, начинается с обманщика и заканчивается безумцем. Человек, который находится между ними, заслуживает такую компанию. Кто был дураком и кто был фокусником во времена Жебелена? Король Франции, политика которого была наполовину жонглированием, наполовину сентиментальностью, позволил всему пойти прахом, а образованные люди и филантропы, избранные вести людей к лучшим временам, забыли, что их мечты и теории не могут насытить голодные массы — готовые атаковать, как разъярённые звери. Фокусник держит народную дубинку, которая сметёт со стола луидоры торговцев, свящённые сосуды духовенства и шпаги знати. Египтяне, говорит Жебелен, считали свои карты Таро от наибольшего числа к наименьшему. Согласно этому, фокусник был аллегорией нижнего мира: «Есть тот во главе правительства, кто указывает, что эта жизнь не более чем мечта, жонглирование, вечная азартная игра, которая зависит от тысячи обстоятельств».
Фокусник из колоды, отпечатанной в Панс в 1500, — это политическая фигура (рис. 238). Одетого пастухом или магом, его изображают дающим совет королю, который склоняется над расстеленной на столе картой. Жест короля выражает одновременно смущение и задумчивость, как будто он пытается решить дилемму. Третий персонаж, королевский шут, слушает с пристрастным интересом, следя взглядом за руками фокусника, который отмечает на карте две различные точки. Может ли фокусник, благодаря своему уму, согласовать противоречивые элементы? Король, шут и фокусник обсуждают судьбу нации. Они не будут иметь успеха, поскольку их усилия высмеяны обезьяной, ищущей блох на спине спящего пса. Алльетт выказывал к этому козырю мало уважения. Он думал, что столь недостойный персонаж не может открывать колоду. Он поместил фокусника под номером 15, под которым находится дьявол в традиционной колоде: «Фокусник, — говорит он, — означает болезнь, хотя его несправедливо рассматривают как символ здоровья». Аллюзия на Людовика Капета (Людовика XVI, получившего фамилию Капет после свержения в ходе Революции), без сомнения. Упрощённые методы истолкования не нравились также известным магам девятнадцатого столетия. Элифас Леви, назвавший Алльетта «вдохновлённым цирюльником», не принял эту грубую идею. Смысл карты должен быть найден в многочисленных плоскостях, говорит он, в божественном мире, в природе, в микрокосме человека, в разуме и в мире теней. Для Леви Таро — это монументальная выжимка из всех древних откровений, ключ к египетским иероглифам, тайне Соломона, рукописям Еноха и Гермеса. Такое понимание открывало новые горизонты для мастеров карт. Под влиянием Леви Папюс дал Магу (далее «фокусник» по смыслу однозначно превращается в «Мага», и видимо с Леви и Папюса и нужно вести отсчёт процесса этого превращения) эту помпезную интерпретацию: «Это Человек в качестве единицы коллективного, принципа мастерства и господства на земле (во французском «хозяин» и «мастер» обозначаются одним словом; таким образом здесь речь идёт одновременно и о «мастерстве» и о «владении, хозяйствовании» ). Именно из этого иероглифического смысла выведены идеи единства и принципа, который его определяет. Человек или микрокосм, единство и принцип, таков смысл Мага. …Но внимательное изучение первого козыря, — продолжает он, — может просветить нас ещё больше».

17 monde_2
Рисунок 239

По Папюсу шляпа Мага имеет форму символа Вечной жизни — бесконечности, как в математике. Меньшая часть рисунка представляет землю, окаймлённую символами природы. В общем случае представлен человек позади стола, на котором размещены чаши, мечи и кусочки золота. Четвёртую эмблему Младших, то есть жезл, он держит в поднятой руке. Обозначение четырёх эмблем объяснено Папюсом в кабалистическом ключе. Они заключают в себе четыре буквы Яхве, тетраграмматон соответствует жезлу, который обозначает активное начало Бога, чаше или сосуду, символизирующим пассивное начало вселенной; мечу — символу равновесия или человека. Вторая (последняя буква) это циклический символ, объединяющий три других начала.
Эти символы, говорит Папюс, соответствуют четырем великим кастам человечества: людям-изобретателям, рыцарям разума; потом людям-хранителям великих истин, открытых изобретателями. Третья каста — это люди меча, защитники духовных завоеваний, воины, рыцари меча. Последняя каста — это масса, множество, из которого появляются первые три касты рыцарства. Эти символы размещены случайным образом на столе фокусника, тогда как 21 Аркан, Мир, окружён ими, размещёнными в четырёх углах карты. Четыре эмблемы Евангелистов ничто иное как тетраграмматон (рис. 239). Две карты дополняют одна другую, числа один и двадцать один в сумме составляют двадцать два, общее число Старших Арканов. В заключении Папюс постулирует, что «наверху рисунка находятся число и еврейская буква карты. Ниже — обычное имя карты. Справа от картины — обозначения Трёх Миров, Божественного, Человеческого, Природного. Ниже размещён для каждой карты её абсолютный ключ, согласно схеме кругооборота слова «lod hé vau he».
Как мы можем использовать эти оккультные аллюзии для интерпретации карты Мага? Это другой вопрос, о котором Папюс не говорит чётко. Элифас Леви утверждал, что «истина должна быть завуалирована, но не скрыта от людей». Мы полагаем, что Папюс набросил на Мага слишком плотную вуаль. Итак, вернёмся к Освальду Вирту, который говорит нам, что эта карта создаёт аллюзию в позитивном значении на следующие качества: инициативный человек, спонтанность в размышлениях, острота здравого смысла и понимания, живость ума, самообладание, независимость, отказ от внушения других, освобождение от любых предубеждений. В негативном или двойственном значении, Маг может интерпретироваться [термины, которые последуют, показывают свойства, квалифицирующие Меркурий / Ртуть] как сноровка, ум, изощрённость, дипломатия, дар убеждения, адвокат, проницательность, ловкость, волнение, непорядочность, агрессивность, лживость, неискренность, шарлатанство и эксплуатация человеческой доверчивости. …В своей метафизической интерпретации персонажа Вирт опирается в основном на интерпретации Папюса. Четыре еврейские буквы, которые обозначают Бога, и четыре эмблемы Евангелистов, по мнению последнего, идентичны. Их синтез был обогащён Виртом, добавившим четыре элемента к этому мистическому тетраэдру:
Диски-Мечи-Чаши-Жезлы
Бубны-Пики-Червы-Трефы
Земля-Воздух-Вода-Огонь
Телец-Орёл-Ангел-Лев
[Вот соответствия, представляющие наибольший интерес для алхимической кабалы. Отметьте, что несмотря на ошибку в интерпретации 21 Аркана — бык занял место лошади — мы уже определили, что он не мог соответствовать ничему, кроме элемента Земля. Но картинка, данная Виртом, не точна: в действительность, он определил Воздух для Орла, тогда как в кабале ему соответствует Вода; с другой стороны битва между Орлом и Львом не могла бы подразумеваться здесь… И Ангел должен был бы быть понят, как соответствие Воздуху. В то же время Червы не могут быть отнесены к Воде, но к Огню; мы также предложим следующую таблицу взамен, интегрировав туда четырёх евангелистов:
Диски-Мечи-Чаши-Жезлы
Бубны-Пики-Трефы-Червы
Земля-Воздух-Вода-Огонь
Телец-Ангел-Орёл-Лев
Лука-Матфей-Иоанн-Марк
Соль-Ртуть-Ртуть-Сера
Не стоит удивляться, видя Ртуть дважды: вторая Ртуть — Ртуть в философском смысле, формирующая с Ребисом философское яйцо, помещённое в атанор, печь алхимика: одна часть Ртути воспроизводит Серу, которая связана с Воздухом; вторая часть связана с Солью и принадлежит Воде. Эти соответствия очевидно составлены чисто интуитивно: мы приглашаем читателя вносить замечания с целью улучшения этих символических уравнений. (И сейчас я внесу моё замечения. Последняя табличка соответствий являет собой вершину французской логики, да ещё несёт на своём челе клеймо безумия средневековых европейских мыслителей; комментировать соответствия типа «Червы»-«Огонь» я просто отказываюсь, а что касается соответствий тетраграмматона четырём стихиям, что незнакомые с историей этого соответствия могут ознакомиться с ней, например, здесь — http://gest.livejournal.com/1265364.html. Я с этой схемой не согласна и всегда считала её ярким примером натягивания презерватива на глобус.)]
Чтобы обладать четырьмя мистическими предметами, нужно выдержать испытания элементов. Нужно восторжествовать над воздухом, который в кабалистике выражен в слове. Эта победа даст меч, символ слова, который охотится на призраков страха. Завоевание воды означает приобретение Святого Грааля, чаши мудрости. Испытание огня, вершина инициации, служит для получения командирского жезла, который также и скипетр короля [речь идёт об эквиваленте посоха паломника] и означает, что мудрость коронована собственной властью и воплощена в воле соверена. Вирт показывает не только диспозицию сюжета, он также даёт советы для самосовершенствования. Первое условие — быть всегда активным, даже без выгоды, нежели вялым. [Это один из чудесных советов, которые следует давать, чтобы и в старости жить хорошо — не курить, не злоупотреблять алкоголем: два-три стакана хорошего вина в день, и только, будут полезны]. Естественно, Аркан Маг выражает вечное движение, которое одухотворяет вселенную, так же как тело и дух человека: «Индивид, — говорит Вирт, — должен выполнять свою миссию, которая есть создание себя самого, становление человека совершенного, человека цельного». Современные учёные говорили бы об этом развитии как о «процессе индивидуализации». Человек совершенный есть, согласно Вирту, преломление первопричины, единого принципа «Я». Идея не слишком отличная от теорий психоанализа Юнга. Факт, что только три ножки стола Мага видны, не является случайным. По Вирту, они представляют серу, соль и ртуть, три опоры материального мира, «основы сущности элементарного, которая падёт пред нашим разумом». Миссис Джон Кинг ван Ренсселер добавляет несколько интересных наблюдений. Убеждённая, что стрелы или волшебные жезлы есть предки Таро, она настаивает на факте, что Маг манипулирует своим жезлом перед столом. Этот магический жезл «легко признан таковым знаменитым французом (Жебеленом)». «Это одна из эмблем, воспроизводимая в виде жезла, прута или скипетра и размещаемая в центре сюжета, показывает, что он получил власть давать советы оракулу».
Стол, убеждает Миссис ван Ренсселер, уже был ритуальным объектом в античности…
[Курт Зелигманн заканчивает свою главу о Таро, представляя пример ложной карты — карты сапожника, который замещает Мага в итальянской колоде (рис. 240). Переход очень точный для последующего разговора об интерпретации Цыганского Таро Папюсом, «альтернативной» интерпретации 19-го века, которая нас вовсе не убеждает…]

18 bagattel
Рисунок 240

раньше | содержание | дальше