Алхимическое Таро. Преамбула

Мы обязаны идеей этого раздела (сайта) господину Матеусу Н. Карнейру да Кунья (Mateus N. Carneiro da Cunha), составившему замечательное исследование о корреляции между Таро и алхимическим учением (см. его сайт http://www.ojardimhermetico.com). После написания многочисленных разделов, посвящённых алхимии, мы сочли полезным привести некоторые собственные размышления по теме. Разумеется, мы старательно пропускали интерпретации, данные фактам Карнейру да Кунья, дабы это не повлияло на наши суждения. Вводная часть посвящена анализу Старших Арканов; здесь мы благодарим господина Алана Моранна, предоставившего в наше пользование свою библиотеку, и господина Филиппа Литцера — за предоставленные библиографические источники.

Благодарности: особая благодарность господину Ж.Ф. Браду, позволившему воспользоваться изображением четырёх Евангелистов с его сайта [http://jfbradu.free.fr], также как и господину Ж.К. Флорнуа (Jean-Claude Flornoy) — за великолепные изображения старых карт Таро серии Жана Нобле (Noblet) и Жана Додаля (Dodal) [http://letarot.com]; однако я не смог поместить на сайте эти изображения «с разрешения г. Ж.К. Флорнуа», тем не менее карты, для которых это разрешение получено, интегрированы как гиперссылки, и, я хотел бы уточнить, что посмотреть картинку можно, кликнув на название в начале каждого подраздела. Я надеюсь, что г. Ж.К. Флорнуа не имеет ко мне претензий по этому поводу. Г. Алан Моранн также снабдил меня репродукциями Марсельского Таро, их можно посмотреть по клику на превью карты. (Я размещаю здесь эти картинки в оригинальном размере)

Уточнение. Размышления, на которые меня вдохновили различные версии Таро: о «правильности» или «неправильности» колоды Нобле по сравнению с колодой Додаля или Конвера (Nicolas Conver; впервые опубликовал в 1760 г. колоду «нового» Марсельского Таро, «старые» версии принадлежат Жану Нобле и Жану Додалю), — не более чем мои мысли. Я обязан Ж.К. Флорнуа всеми замечаниями, что пришли мне в голову по прочтении этих страниц.

Таро, приписываемое Николя Конверу, — это, возможно, первое Таро, созданное «непосвящённым человеком». Возможно, первое Таро из серии современных авторских колод. У Конвера тот тип знания, что передавался от учителя ученикам, исчезает. Вместо этого мы получаем научную работу по компиляции и интерпретации. Это связано с переходом от настоящего масонства к «вульгарному», спекулятивному в то же самое время — около 1730 года. Последнее традиционное Таро — это колоды Додаля и Пайяна (Payen), созданные в начале 18-го столетия. Что касается Нобле, это был учитель, который мыслил как все учителя: он подходил к Таро с точки зрения своего знания, полученного от его собственных учителей. Конвер же создал свою концепцию. Сегодня Конвер для некоторых — эталон, это важно, так как (его) репродукции есть в (нашем) книжном магазине (Européenne de cartes, издательство Le Héron), тогда как карты Нобле и Додаля там не представлены. В общем, чем больше мы удаляемся от источника, тем грязнее река. Нельзя говорить, что Таро Додаля правильнее колоды Нобле, оно другое, и обе колоды — Таро учителей, дополняющие, уточняющие друг друга за счёт своих различий. Конвер, не получивший знаний от живого учителя, «копировал» предшественников, выбирая то, что имело наибольший смысл для него, привнося дух своей эпохи. Изучите смысл пламени на Шестнадцатом Аркане («Божий Дом»), лица на карте Дьявола. Три точки на груди дьяволицы «на птичьем языке» означают просто-напросто, что франкмасонство есть эта дьяволица! Так Конвер сводит счёты с интеллектуальной средой своей эпохи. Допустим, вы выбрали для иллюстрации своих слов Таро Jodorowsky/Camoin. И снова это будет авторская колода, имеющая ценность в рамках индивидуальной концепции.

01 diable_conver 02 maison_dieu_conver
Пятнадцатый и Шестнадцатый Арканы, версия Конвера

содержание | дальше